Рабочая группа по разработке проектов квалификаций

Рабочая группа по разработке проектов квалификаций

 

Рабочая группа СПК НСБ по квалификациям, (РГ СПК НСБ по квалификациям) создана 26 мая 2020 года решением СПК НСБ в обеспечение требований НАРК к порядку утверждения отраслевых квалификаций.

Цель группы выделить охранные квалификации НСБ, предусмотренные отраслевой квалификационной формулой (ОКФ) в соответствии с требованиями Приказа Минтруда от 12.12.2016 года № 726н “Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации”  для их последующего утверждения.

В задачи группы входит :

  • выделение наименований квалификаций из ПС в сфере компетенции СПК НСБ
  • детальная проработка оценочных средств для организации сквозной для соискателей НОК
  • координация профильных работ с НАРК
  • информирование субъектов и объектов рынка труда об отраслевых  квалификациях
  • интеграция региональных ресурсов для проведения НОК

 

Текущий состав группы 

 

Сакуто Дмитрий Александрович – член СПК НСБ, руководитель РГ по квалификациям  г. Калининград

Петров Вячеслав Владимирович – член СПК НСБ, г.Красноярск

Худяков Александр Николаевич – член СПК НСБ, г. Владивосток

Корчагина Виктория Юрьевна – член СПК НСБ, г. Санкт-Петербург

Сысун Алексей Станиславович -член СПК НСБ г. Екатеринбург

Фонарев Алексей Николаевич – г. Москва

Ванин Глеб Васильевич – г. Мурманск

Дмитриев Сергей Борисович – г. Санкт-Петербург

Евтухов Сергей Николаевич – г. Россошь

Маеров Олег Георгиевич – г. Самара

Смирнов Михаил Владимирович – г. Москва

 

 

В своей работе РГ по формированию квалификаций руководствуется Приказами Минтруда России :

от 12.04.2013 N 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов”

от 12.12. 2016 г.  N 726н  “Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации”

 

2013 год

 

№148н. Уровни квалификации

 

2016 год

 

‚№ 726 от 12.12.2016

 

2020 год

 

1050-20 от 29.09.2020 Приложение

 

 Охранная квалификационная формула (ОКФ)

 

3 охранных стандарта и их классификация в системе федеральных классификаторов :

 

ПС “Охранник”

 

ОКЗ 5414  - Охранники

ОКВЭД -80.1, 80.10 - Деятельность частных охранных служб

ОКПД 2 - 80.10.12 - Услуги охраны Эта группировка включает: - услуги, состоящие в предоставлении наемного персонала для обеспечения безопасности населения или отдельных лиц, производственной и коммерческой собственности путем охраны от огня, воров, вандализма или несанкционированного прохода: услуги по патрулированию и наблюдению; услуги охраны для обеспечения безопасности; услуги телохранителей; услуги сторожевых собак; услуги по наблюдению за местами парковок; услуги по контролю за несанкционированным проходом на охраняемую территоррию

Сопрягаемый ГОСТ Р "Охранные услуги"

 

ПС “Инкассатор”

 

ОКЗ 5419  - Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности, не входящие в другие группы

ОКВЭД - 64.19 - Денежное посредничество прочее – инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц

ОКПД 2 -80.10.11 - Услуги по перевозкам в бронированных автомобилях Эта группировка включает: - услуги, состоящие в предоставлении бронированных автомобилей для сбора и доставки денег, выручки или прочих ценностей с наемным персоналом для прямой защиты имущества в процессе его перевозки: услуги по обеспечению безопасности банковских сборов и депозитов, услуги по перевозке ценных бумаг

Сопрягаемый ГОСТ Р "Услуга инкассатора"

 

ПС “Телохранитель”

 

ОКЗ 5419  - Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности, не входящие в другие группы

ОКВЭД - 80.10 - Услуга телохранителя

ОКПД 2 - 80.10.12 - Услуги охраны Эта группировка включает: - услуги охраны для обеспечения безопасности; услуги телохранителей; 96.09.12.000 - Услуги сопровождающих лиц

Сопрягаемый ГОСТ Р "Услуга телохранителя"

12 охранных квалификаций и квалификационные уровни (Отраслевая рамка квалификации)

 

Скачать (DOCX, 222KB)

 

Уровни квалификации для ОТФ, составляющих ФОС выделены в строгом соответствии с Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов”. В соответствии с методическими рекомендациями применена последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) и трудовые действия (ТД), обеспечивающая полноту перечня и точность формулировок ОТФ, ТФ и ТД. В соответствии с установленными уровнями квалификаций каждой их них соответствуют и программы обучения.

 

Уровень квалификации 2

Данная квалификация соответствует самозанятому гражданину, который осуществляет свою трудовую деятельность под руководством  с элементами самостоятельности и предусматривает от работника выполнение уже знакомых ему заданий, умение выбора способа действий по готовой инструкции и способность корректировки своих действий с учетом условий их выполнения. Квалификация предусматривает индивидуальную ответственность. Квалификация присваивается при наличии документов, подтверждающих прохождение программ профессионального обучения с минимальным опытом практической работы (например прохождение срочной службы в вооруженных силах РФ). НОК – теоретический экзамен. Подтверждение квалификации каждые 3 года.

 

Уровень квалификации 3

Данная квалификация присваивается исключительно работнику организации с особыми уставными задачами, имеющему право при выполнении порученных ТФ использовать оружие, спецсредства или физическую силу. Работник выполняет свои обязанности с элементами самостоятельности при решении типовых практических задач ( содержащихся в табеле  поста) и предусматривает от работника умения планирования собственной деятельности исходя из поставленных руководителем задач, выполнения стандартных заданий, решения типовых практических задач, выбора способа действия на основе знаний, умений и личного практического опыта, корректировки своих действий с учетом условий их выполнения (например – применение оружия, спецсредств или физической силы), применения специальных знаний.  Квалификация предусматривает индивидуальную ответственность. Квалификация присваивается при наличии документов, подтверждающих прохождение программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки/ переподготовки, повышения квалификации. НОК – 3 практических экзамена и один теоретический. Подтверждение квалификации – ежегодно.

 

Уровень квалификации 4

Данная квалификация присваивается исключительно работнику организации с особыми уставными задачами, имеющему право при выполнении порученных ТФ использовать оружие, спецсредства или физическую силу. Квалификация указанного уровня предусматривает для работника способность осуществлять собственную трудовую деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и последствий ее изменения, планирования собственной деятельности и/или группы работников исходя из поставленных задач, решения различных типов практических задач, обеспечения выбора способа действий из известных на основе знаний и личного практического опыта, контролировать и оценивать итоговые результаты выполнения ТФ, понимания методических основ решения практических задач, навыков применения специальных знаний, умения самостоятельно работать с информацией. Квалификация предусматривает ответственность за результат деятельности вверенной под личное руководство группы работников. Квалификация присваивается при наличии документов, подтверждающих прохождение программ среднего профессионального обучения – программ профессиональной подготовки/ переподготовки, повышения квалификации. НОК – 3 практических экзамена и один теоретический. Подтверждение квалификации – ежегодно.

 

 Уровень квалификации 5

Данная квалификация присваивается исключительно работнику организации с особыми уставными задачами. Квалификация указанного уровня предусматривает для работника способность осуществлять собственную трудовую деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и последствий ее изменения, участия в управлении решением поставленных практических задач с элементами проектирования в рамках вверенного подразделения, выбирать способы решения в изменяющихся условиях рабочей ситуации (например – действия по различным видам тревог), обеспечения текущего и итогового контроля, оценки и коррекции деятельности вверенного под руководство личного состава работников подразделения, применения профессиональных знаний технологического или методического характера, умения самостоятельного поиска информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Квалификация предусматривает ответственность за решение поставленных перед работником задач а равно и за результат деятельности вверенной под личное руководство группы работников или подразделения. Квалификация присваивается при наличии документов, подтверждающих прохождение образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена/квалифицированных работников переподготовки, повышения квалификации. НОК –  практический и теоретический экзамен. Подтверждение квалификации – раз в 5 лет.

 

 Уровень квалификации 6

Данная квалификация присваивается исключительно работнику организации с особыми уставными задачами. Квалификация указанного уровня предусматривает для работника способность осуществлять самостоятельную трудовую деятельность предполагающую определение задач собственной работы и/или работы подчиненных работников по достижению цели, обеспечения взаимодействия вверенных сотрудников и смежных подразделений (например -подготовка и проведение массового мероприятия или работа с параллельными службами безопасности), обеспечения разработки, внедрения и осуществления текущего и итогового контроля, оценки и корректировки направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений , применения профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных, умения самостоятельного поиска информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач и ее оценка. Квалификация предусматривает ответственность за результат выполнения задач и работ на уровне подразделения или организации. Квалификация присваивается при наличии документов, подтверждающих прохождение образовательных программ высшего образования – бакалавриата, дополнительного профессионального образования. НОК –  практический и теоретический экзамен. Подтверждение квалификации – раз в 5 лет.

 

Юридические лица с особыми уставными задачами:

характеристика, классификация и аспекты правового регулирования их охранной  деятельности

 

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение федерального государственного контроля (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Ведомственная охрана – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, создаваемых отдельными федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Юридические лица с особыми уставными задачами – предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия.

В Российской Федерации количество юридических лиц, имеющих в своей структуре вооруженные подразделения, не уменьшается, а периодически проявляет тенденцию и к некоторому увеличению их количества.

Отечественный законодатель в категоричной форме запрещает создание вооруженных формирований в политических партиях, общественных объединениях, религиозных организациях и объединениях, на государственном уровне контролирует процессы создания и функционирования таких формирований в федеральных органах исполнительной власти и в других организациях.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» 
дано следующее определение юридических лиц с особыми уставными задачами: 
«…предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации 
возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия». 

Рассматриваемое определение носит чересчур общий характер и подходит в целом для всех организаций, сотрудники которых имеют в тех или иных целях оружие. Видимо, поэтому законодатель дополнительно в ст. 12 Федерального закона «Об оружии» выделил юридических лиц с особыми уставными задачами в отдельную категорию, отличающуюся от государственных военизированных организаций и иных видов юридических лиц.

В ст. 12 Федерального закона «Об оружии» назван ряд юридических лиц с особыми уставными задачами:

1. К юридическим лицам с особыми уставными задачами, имеющим право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц — поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел, а также имеющим право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия относят:

Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации),

Сберегательный банк Российской Федерации

Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи Министерство связи и массовых коммуникаций -которое само является организацией с особыми уставными задачами – см. ниже)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации  – Приказ МВД Российской Федерации от 26.05.2008 N 460 «Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Стратегические предприятия, стратегические акционерные общества и их дочерние общества, осуществляющие эксплуатацию магистральных нефтепроводов и являющиеся их собственниками, и организация — собственник Единой системы газоснабжения (к таковым относятся акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» и открытое акционерное общество «Газпром»)  Федеральный закон от 24.07.2007 N 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и статью 12 Федерального закона «Об оружии».

2.  К юридическим лицам с особыми уставными задачами, которые вправе приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, отнесены: Частные охранные организации  – Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

3. Приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия в качестве служебного разрешается следующим юридическим лицам с особыми уставными задачами:

Организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» осуществляют функции охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Территориальные органы и организации специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» деятельность на труднодоступных станциях.

Государственные органы и государственные учреждения, которые в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор (лесная охрана).

Организации, проводящие в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных малонаселенных и труднодоступных местностях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Необходимо отметить, что кроме всех указанных организаций к юридическим лицам с особыми уставными задачами относят и их территориальные подразделения.

Отечественным законодателем функции особого характера (особые уставные задачи) возложены и на ведомственную охрану, под которой в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» понимается «совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Поэтому соответствующие федеральные органы исполнительной власти также являются юридическими лицами с особыми уставными задачами. И в соответствии со ст. 9 этого же Закона могут получать во временное пользование на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них обязанностей по защите охраняемых объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии.

 

Ведомственная охрана

 

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О ведомственной охране» ведомственную охрану имеют право создавать следующие федеральные органы исполнительной власти:

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 333 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»  Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 N 894 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».

2. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 514, к юридическим лицам с особыми уставными задачами также относятся:

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий***  – Постановление Правительства Российской Федерации от 04.01.2001 N 1 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Министерство обороны *** – Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 960 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации»,Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 N 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации»)

Федеральное агентство специального строительства – Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2007 N 521 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства специального строительства».

Министерство промышленности и торговли – Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2009 N 517 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»

Министерство регионального развития

Министерство связи и массовых коммуникаций – Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 775 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»,Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 38 «Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи».

Министерство сельского хозяйства -Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 239 «О ведомственной охране Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»,

Министерство транспорта –  Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации»,

Федеральное агентство железнодорожного транспорта – Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта»,

Министерство финансов – Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1029 «О ведомственной охране Министерства финансов Российской Федерации»,

Федеральное агентство по государственным резервам – Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1028 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства по государственным резервам».,

Министерство энергетики – Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 160 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации»,

Федеральное космическое агентство – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 947 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального космического агентства»

*** При этом ряд указанных юридических лиц с особыми уставными задачами обладают следующими особенностями: 1. Так, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство обороны одновременно относятся и к государственным военизированным организациям, подразделения ведомственной охраны в которых не обладают статусом самостоятельного юридического лица (в отличие от других юридических лиц с особыми уставными задачами). По нашему мнению, эти две организации (МЧС и МО) подлежат исключению из перечня юридических лиц с особыми уставными задачами, так как ведомственная охрана в них осуществляется на качественно ином уровне и имеет другие цели и задачи.

2. В некоторых из них, помимо ведомственной охраны, охранные функции могут исполняться другими организациями (Росгвардией РФ, частными охранными организациями). Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться «подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса». Таким образом, если в отношении вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти вопросы создания ведомственной охраны и функционирования организаций, осуществляющих эту деятельность, в определенной степени урегулированы в централизованном порядке, то порядок создания ведомственной охраны и иных видов охраны другими организациями (в том числе государственными) определен лишь во внутриведомственных документах.

Проведенное нами исследование дает основание дополнительно отнести к юридическим лицам с особыми уставными задачами следующие федеральные органы исполнительной власти:

1. Министерство культуры и его структурные подразделения, в которых создаются службы безопасности музеев и библиотек – Письмо Минкультуры Российской Федерации от 30.01.2001 N 01-29/16-29 «Об оборудовании учреждений культуры техническими средствами охраны», письмо Минкультуры Российской Федерации от 16.02.1995 N 01-32/16-25 «О направлении рекомендаций к разработке положений о службе безопасности музеев и библиотек», Приказ МВД Российской Федерации N 181, Минкультуры Российской Федерации N 435 от 02.06.1994 «Об объявлении решения коллегий МВД и Минкультуры России от 18 мая 1994 г. N 2КМ/5».

2. Министерство образования и науки и его структурные подразделения, в которых охрана объектов подведомственных Министерству учреждений и организаций обеспечивается в том числе ведомственной охраной, сторожами и др.  Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 22.04.2011 N СМ-387/08 «О подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России на 2011 — 2013 гг.».

3. Министерство природных ресурсов и экологии, организация охраны зданий и помещений, в которых осуществляют свою деятельность центральный аппарат и подведомственные Минприроды России организации, производится ФГУ «Дирекция по обслуживанию служебных зданий Минприроды России и подведомственных организаций»  Приказ Минприроды Российской Федерации от 17.01.2011 N 6 «О ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности».

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее структурные подразделения, охрана которых осуществляется в том числе ведомственной охраной  Типовая программа целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-07-12-2007) от 15 января 2008 г.

5. Министерство экономического развития и его структурные подразделения, охрана которых осуществляется ведомственной, ведомственной военизированной и сторожевой охраной  Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17.12.2004 N 335 «Об утверждении Положения об Управлении Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу», Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 09.03.2011 N 91 «Об утверждении Регламента Министерства экономического развития Российской Федерации», Приказ Минэкономики Российской Федерации от 02.09.1997 N 98 «Об организации работы в Минэкономики России по осуществлению управления ведомственной военизированной, сторожевой и ведомственной пожарной охраной организаций, подведомственных министерству, и обеспечению их физической защиты и пожарной безопасности».

6. Министерство труда и социальной защиты, его структурные подразделения, охрана которых осуществляется сторожевой и военизированной охраной Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 954н «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального медико-биологического агентства», Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2007 N 549 «Об утверждении Положения о Межрегиональном информационно-аналитическом управлении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24.04.2006 N 308 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.07.2009 N 378н «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости», Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 21.05.2008 N 235н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников военизированной и сторожевой охраны».

По поводу того, какие виды оружия и специальных средств используются охранными структурами указанных выше федеральных органов исполнительной власти, ситуация на данный момент ясной не является и требует дополнительного изучения ведомственных нормативных актов. С отнесением некоторых федеральных органов исполнительной власти к юридическим лицам с особыми уставными задачами также существуют определенные проблемы.

Так, в регламентах Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы по финансовым рынкам , Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка , Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства по обустройству государственной границы содержится такой новый термин, как «персонал по охране», утверждение состава и численности которого не входит в компетенцию руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти. На основании этого можно сделать предположение, что вооруженные и военизированные подразделения в системе вышепоименованных органов не предусмотрены.

Нормативная база :  Приказ ФСТ Российской Федерации от 21.02.2006 N 37 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по тарифам».  Приказ ФСФР Российской Федерации от 01.12.2011 N 11-64/пз-н «Об утверждении Регламента Федеральной службы по финансовым рынкам».  Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», Приказ Росфинмониторинга от 05.11.2008 N 264 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по финансовому мониторингу». Приказ Росалкогольрегулирования от 18.08.2009 N 47 «Об утверждении регламента Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.03.2010 N 327-р «Об определении зоны ответственности ФСБ Российской Федерации и Росрыболовства по осуществлению полномочий в области охраны водных биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере в районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых границы внутренних вод Российской Федерации и внутренних морских вод Российской Федерации не определены», Приказ Росрыболовства от 04.02.2009 N 68 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по рыболовству». Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734 «О Федеральном агентстве по обустройству Государственной границы Российской Федерации», Приказ Росграницы от 06.06.2008 N 58 «О Регламенте Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации».

Термин «персонал по охране» в настоящее время законодательно не разработан и не ясно, что под ним следует понимать. Во-вторых, практически во всех рассматриваемых службах созданы специализированные отделы по мобилизационной подготовке и режиму, управления безопасности и защиты информации и т. д., функции которых близки к охранным. Таким образом, современное состояние законодательства не позволяет однозначно отнести указанные виды федеральных служб к юридическим лицам с особыми уставными задачами, но требует дальнейших исследований в рассматриваемой сфере. С учетом изложенного выше представляется возможным дать следующее определение юридических лиц с особыми уставными задачами: «…организации, в структуре которых создаются специализированные подразделения в целях осуществления охраны (в том числе ведомственной), реализующие функции по использованию и применению служебного оружия». Осуществление охраны в таких организациях (за исключением частных охранных ) является не основной сферой деятельности, а ее обеспечительной составляющей. Особые уставные задачи, определенные для этих юридических лиц законодательными актами, должны быть направлены на защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

К юридическим лицам с особыми уставными задачами целесообразно отнести и организации казаков  Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ.

Юридические лица с особыми уставными задачами как самостоятельный вид юридических лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации не обозначены  и таковыми не являются: создание в структуре юридического лица подразделения, осуществляющего охранные функции, не изменяет системы прав его учредителей (участников) в отношении самого юридического лица либо его имущества, а внесение в Гражданский кодекс их понятия повлечет дублирование нормы, уже имеющейся в ФЗ «Об оружии». ( Мельников В. В. Правосубъектность юридических лиц с особыми уставными задачами // Российский судья. 2010. N 4.)

В целях же совершенствования обеспечения государственной безопасности в сфере контроля над оборотом оружия и недопущения создания незаконных вооруженных формирований представляется необходимым:

1. Провести межотраслевую систематизацию законодательства в сфере регламентации деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами в соответствии с законодательно закрепленными принципами разделения полномочий и предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти, исключить противоречия между установлениями Конституции Российской Федерации, нормами положений законов и подзаконных актов Российской Федерации. Такая работа, несомненно, потребует времени, межведомственных согласований и комплексных исследований, но принесет ощутимый эффект.

2. Включить в систематизируемый Закон нормы и положения, регламентирующие:

— установление административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления, совершенные сотрудниками юридических лиц с особыми уставными задачами;

— определение органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение законности в деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами;

— установление особого порядка функционирования юридических лиц с особыми уставными задачами в период введения режимов чрезвычайного и военного положения; об определении порядка их взаимодействия с органами и должностными лицами соответствующих министерств и ведомств.

Васнецова Анастасия Сергеевна, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

источник

В приведенном списке не учтены ФГУП имеющие в своих уставных задачах охранные функции, например  такие как ФГУП “Охрана”, ФГП «Ведомственная охрана  железнодорожного транспорта Российской Федерации» и иные организации, которые в настоящее время находятся в процессе реструктуризации.

 Федеральная система охранных квалификаций 

Проект_охранных_квалификаций (3)

Цель федеральной охранной системы квалификаций – унифицировать процесс аттестации (квалификации) работников через идентичные трудовые функции (ТФ). Данный подход исключает необходимость в дополнительных ПС и упрощает задачу работодателям ( в том числе и государственным) в вопросе заключения трудовых договоров с работниками. Унифицированные квалификации позволяют работникам заключать трудовые договоры с любой организацией, при условии совпадении требуемых ТФ.

 

Делопроизводство СПК НСБ № 7 по формированию квалификаций