V всероссийский форум “Национальная квалификационная система России”

V всероссийский форум “Национальная квалификационная система России”

V всероссийский форум “Национальная квалификационная система России”

 

5 декабря 2019 года в Москве прошел пятый по счету традиционный форум НСПК, организованный НАРК. Среди принявших участие в работе форума, кроме руководителя НСПК и его ответственных работников,  были Министр труда и социальной политики М.А. Топилин и Министр науки и высшего образования М.М.Котюков, губернатор Липецкой области И.Г. Артамонов, Председатель ФНРП М.В. Шмаков и другие знаковые для процесса федеральной стандартизации фигуры и специалисты.

От СПК НСБ №032 на форуме в качестве гостей присутствовали заместитель Председателя и Ответственный секретарь СПК  и два руководителя рабочих групп.

Нужно отметить , что организаторы не сочли нужным вводить как квоты от каждого СПК, так и обязательность присутствия /участия в форуме их членов.

Форум проходил в павильоне №75 ВДНХ и включал в себя ряд мероприятий, которые проводились параллельно.  В работе форума приняло участие больше тысячи гостей. На площадке форума была организована небольшая колоритная выставка, где экспонентами выступали как отдельные СПК, так и технологические компании, которые наглядно и красочно демонстрировали свои достижения и представляли результаты своей работы. Наибольший интерес у участников форума вызвала пленарная сессия в форме ток-шоу, где руководством подводились итоги рабочего года всей национальной системы квалификации России (НСК) и ставились перспективные задачи как перед  самим НСПК, так и перед его исполнительным органом – НАРК.

Огромное внимание на ключевых сессиях уделялось вопросам обучения и образования. Спикерами выделялась основная, с их точки зрения, проблема на рынке труда – это его уверенное сокращение в силу роботизации, внедрения прорывных технологий, а также искусственного интеллекта. Педагогические светила во главе с министром сетовали на то, что программы фундаментального получения знаний физически отстают от технологического прогресса, который по мнению мировой науки обновляется каждые три года, а программы обучения закладываются на десятилетия. При этом, спикеры неразрывно связывали стандарт и образование допуская, а в отдельных выступлениях даже рекомендуя совмещать обучение и получение квалификации через элементы НОК.

Красной строкой во многих выступлениях высвечивался тезис о требования именно работодателя к компетенциям работников и неоднократно указывалось на факт “расхождения между требованиями работодателя и содержанием стандарта от 35 до 42 %.”. “Квалификационная яма”- термин, видимо означающий количественное отсутствие квалификаций на рынке труда, был обозначен в 34 миллиона работников. Это примерно 40 % всего российского рынка труда. Отдельной строкой по ходу проведения форума выступал тезис о новых “компетенциях”.  Не заменяя правовой термин “квалификация” один из докладчиков даже интерпретировал его как “набор компетенций”. Спикеры настаивали на этом качестве и позиционировали его как основополагающе требование для  специалиста/работника. Упорное консолидированное мнение выступающих по вопросам  цифровизации  образования и компетенций выразил представитель Yаndex сомнительным тезисом о том, что скоро машина/компьютерная программа/искусственный интеллект  будет подбирать персонал для работ и производственных процессов. Этот тезис был поддержан и представителем ВЦИОМа, который уверил аудиторию, что ныне и в будущем будет важна”компетенция, а не профессия,” так как согласно аналитике опросов, работодатель больше заинтересован именно в том, чтобы его работник был более универсальным. Однако, по логике было бы интересно знать, а готовы ли работодатели при этом, платить квалифицированным работникам, подобранным с помощью компьютера, больше за их виртуальную компетенцию ?

Забавным эпизодом первой ключевой сессии при модерации руководителя НАРК А.Н. Лейбовича выступило внезапно всплывшее противоречие между тезисами А.В. Мурычева (Председатель СПК Финансового рынка) и Ю.В. Пихтовникова (Нач. Департамента организационного развития  “ЛУКОЙЛ(, когда первый уверил аудиторию росте финансовых организаций и соответственно, росте занятости в данной сфере, а второй указал на то, что у ЛУКОЙЛа (один из крупнейших российских работодателей) , “всего два централизованных бухгалтерских центра в Волгограде и Перми”…  А уже сегодня “ЛУКОЙЛ” развивает такие прорывные технологии как “интеллектуальное месторождение” с повсеместным применением “роботизации рутинных операций”, так как “цифра повышает производительность труда и требует квалифицированных работников”. Да, рынок труда по отраслям с различной степенью активности, но неизбежно будет сокращаться. А вот как будет обеспечена занятость трудоспособных людей, которые окажутся невостребованными после роботизации рынка труда, спикеры форума как один, предпочли умолчать. Окружающий нас мир становится лучше только в результате осознанной и целенаправленной трудовой деятельности человека. машины не могут сделать мир лучше. Усилиями современных футуристов они просто призваны заменить человека, лишив его способности трудиться. Так как же при этом роботизированном, искусственно интеллектуальном социуме сделать мир лучше, ни один прожектер не упоминает. Нельзя сделать мир лучше, если на знать как он устроен. Но на этот вопрос не могут однозначно ответить  и ученые, которые озабочены качеством обучения потенциальных кадров завтрашнего рынка труда.

Один из драйверов современной российской экономики – Агропром, в лице Председателя профильного СПК А.И. Бабурина выдвинул тезис о наставниках для воспитания и квалификации рабочих кадров. Какую роль в процессе НОК будут играть наставники спикер не уточнил.

На полях форума прослеживалось общее выжидательное настроение его участников, все ждали не лозунгов, но идей по практическому развитию темы форума. Тем более, что  при весьма скромных, как признал в своем выступлении сам Председатель НСПК А.Н. Шохин результатах, вся тема при ее  пристальном рассмотрении оказывается весьма проблематичной с учетом руководящих и направляющих тенденций по ее развитию. Атмосфера была пропитана ожиданием того, что же скажет не только руководство, но и идеологи этого процесса. То, что результаты работы у НКС скромные, прежде всего говорило отсутствие на форуме заявленных статусных персон и прежде всего, Премьера Правительства РФ с предсказуемыми последствиями к итогам его проведения.  Президиум пленарной сессии сошелся во мнении, что НКС в целом сложилась, “но нужно еще долго и упорно работать”, чтобы она стала эффективной и начала давать результаты. Интересно, что руководитель Минтруда РФ  отметил, что количество принятых стандартов, по его мнению на 80% закрывает потребности российского рынка труда.То есть, руководство исполнительного органа власти отдает себе отчет в том, что общее количество стандартов, а равно и самих СПК, не может быть безгранично и должно иметь конечное значение. Также М.А. Топилин высказался и по вопросу об обязательности применения стандартов. По его мнению “государство должно быть очень осторожно в данном вопросе”, так как законодательно таковая практика не предусмотрена. Однако он высказался в пользу “отраслевого соглашения” не заостряя внимания на деталях данной процедуры. А.Н. Шохин прямо указал на то, что НСПК не считает свои СПК отраслевыми монополистами, но отвел им место неких абстрактных регуляторов на отраслевом рынке труда.

Небольшой ажиотаж вызвала информация А.Н. Шохина “об отмене одного стандарта” по итогам заседания НСПК . Но при этом, не было указано какого и главное, по каким причинам. Одна из актуальнейших на сегодня проблем для федеральной  стандартизации как развивающегося процесса является проблема “токсичных”, разрушающих систему стандартов. Токсичный стандарт – это юридически “чистый” документ, но который  создает проблемы для других элементов системы при его практической реализации. Логика подсказывает, что кроме самих стандартов токсичными могут быть и иные элементы системы такие, как ЦОК, оценочные средства, цифровые платформы и даже  целые СПК, если они действуют за гранью базовых правил и принципов работы системы или вовсе бездействуют, нивелируя своим бездеятельным присутствием энергоинформационный потенциал НСПК.

В день проведения форума произошло обновление сайтов НАРК, за что можно отдельно и от всей души поблагодарить этот замечательный коллектив за его титанический труд во всеобщее благо. Это практический шаг в сторону совершенствования информационной дисциплины в НСПК.

Антология федеральной стандартизации.

Тезис о том, что НКС России сложилась, при всем уважении к руководству НСПК у специалистов и экспертов СПК НСБ вызывает глубокое сомнение. Это сомнение основано на более чем трехлетнем личном опыте работы как части этого процесса. Система- это совокупность взаимосвязанных элементов составляющая, обусловленное задачей создания, единство. Да, безусловно за счет титанического труда команды НСПК сформированы ее некоторые элементы – СПК, ЦОК, НОК, цифровые информационно-аналитические и технологические платформы. Сделано действительно много. Создан каркас, но не система.  Но в каком направлении и как должны взаимодействовать системные элементы, какова цель  НКС ? И если цель – это конечное устремление, то как организовать и заставить существующие элементы совместно а не раздельно и главное, эффективно работать на ее достижение ? Из всех выступлений можно было установить, что спикеры форума представляют себе целью НКС насыщение рынка труда квалифицированными кадрами. То есть, основной критерий эффективности системы – это не количество стандартов или списочных квалификаций/компетенций как таковых, а количество квалифицированных специалистов, которых система поставит на российский рынок труда. 

 

Согласно статистическому отчету НАРК (см. Резолюцию форума) указано, что квалифицированных (реестровых) специалистов на день проведения форума в стране зарегистрировано 47 тыс. и 4,6 тыс. тех, кто не прошел НОК и получил рекомендации. То есть, текущий  “отсев” на НОК составляет примерно 10%. Это значит что из 10 сдающих, только один не сдает… Вопрос а каковы принципы формирования оценочных средств ( по сути требований работодателя по версии спикеров форума) к НОК, повисает в воздухе. Если только каждый десятый из ста человек является на рынке “не квалифицированным”, то зачем тогда вообще нужна именно НКС и о чем между строк говорит закон № 238 -ФЗ ? Такой “отсев” значит, что у нас все в порядке ! В чем отличие квалифицированного и неквалифицированного работника, если практически каждый способен пройти НОК ?

СПК НСБ провело три профильных модельных сессии где “отсев” оставил 70 % … Значит ли это, что квалификационные средства должны снижаться, но как объяснить работодателю, что квалифицированный по таким требованиям работник физически не может выполнять требуем трудовые функции ? Каковы общие принципы формирования паспортов оценочных средств ? Каковы контрольные и переходные нормативы практических экзаменов ? Каковы принципы формирования сквозных для  каждой отрасли профессии ? Вот вопросы, ответы  на которые ждали эксперты в аудиториях. Не о том, как нужно учить, а как именно, независимо от способов обучения объективно и эффективно в интересах страны проверять качество учебного процесса  представляемого светилами дидактики и высшего образования. Но этой теме на форуме места отведено не было.

 

Тезис о том, “что их (соискателей) нужно хорошо учить и они все сдадут” – несостоятелен априори. Если человек не хочет воспринимать знания, его нельзя заставить учиться. НОК проверяет навыки соискателя на соответствие стандарту, а не качество обучения.  Для контроля обучения существует квалификационный (учебный) экзамен. Кто учил – тот и проверяет качество усвоения полученных знаний. Навыки – это способность применять свои знания (полученные априори/апостериори или в результате обучения/образования) на практике. Именно навыки, продаваемые работником в единицу времени, а не абстрактные компетенции, являются товаром на рынке труда в любом виде экономической деятельности. Отсюда и проистекает ситуация с эффективностью НОК.

Если требования НОК открыты (например теоретический дистанционный экзамен через сеть “интернет”), да еще и ответы известны, то человека вообще обучать ничему не нужно. Он выучит ответы и уже становится “квалифицированным”.  Что и происходит в частной охранной деятельности. Но если ответы на тестовые задания “закрыть”, то  человек будет вынужден либо заняться самообразованием, либо пойти учиться, чтобы сдать экзамен. И это его выбор. А вот практический экзамен  в процедуре НОК напрямую зависит от критериев, требований, процедуры оценки. И это не требования работодателей, а обоснованное мнение профессиональных наставников, которые сами прошли свой путь профессионального становления и получше работодателя представляют что и как происходит в реальном мире, ка она самом деле решаются производственные задачи или оказываются услуги, и каковы должны быть практические критерии к соискателю хлебного билета на трудовой рынок.

 

Однако, любые действия, в том числе и НОК, вызывают последствия. Как заметил зам. Министра Минтруда  В. Л. Вуколов “не должно получаться так, чтобы экономика и квалификации существовали отдельно”. Замечательный тезис. А как может экономика и тем более политика, как повсеместный управленческий процесс существовать отдельно от безопасности ? На протяжении 6 часов работы форума ни слова не было сказано о рисках цифровизации, о последствиях ее внедрения, об уже проявляющихся на рынке труда противоречиях между работником и роботом. Что будет через пять, десять лет  с высвобождающей многомиллионной массой работников, вытесняемых машинами ? Достаточно взглянуть на портал “Работа в России”, чтобы понять о каких внутренних угрозах для России от дисбаланса на рынке труда может идти речь. По странному стечению обстоятельств, именно область “обеспечение безопасности” при электронной регистрации гостей форума  в длинном списке иных экономических областей отсутствовала…

Из данных, приведенных в буклетах нескольких СПК, для аналитика можно было почерпнуть много интересного. Буклеты не составляются под редакцией НАРК. Критически важно понимать, что НАРК пока также не может полностью контролировать результаты НОК. Иными словами, квалификационное удостоверение можно продать/купить, либо просто сфальсифицировать через протокольные результаты прохождения НОК. Этому вопросу также не нашлось места на форуме. Отмечается как факт, что на заседания некоторых СПК  появлялись “ходоки” от IT компаний, которые предлагали “по 500 рублей с головы” свои цифровые платформы как для СПК в целом, так и для НОК в частности. 500 рублей – это голова соискателя, которая участвует в процессе НОК . При этом, цифровая платформа остается собственностью IT компании, а подсаженный на эту платформу СПК – заложником это компании не несущей никакой ответственности за происходящее.

Возможно именно эту ситуацию имел ввиду А.Н. Лейбович, когда на пленарной сессии заявлял, что задача НАРК  на следующий год “оцифровать все, что можно”. И это верно. Главное, чтобы свою безопасность держать в своих руках, как залог независимости от сторонних деструктивных факторов. СПК НСБ, как профильная организация выражает полную уверенность в том, что НСПК в скором времени будет крайне нуждаться в собственной системе безопасности для выявления негативных фактов и факторов в процессе своей работы. Это и вопросы коррупции, и вопросы спекулировали базами данных, а также вопросы утечки личных данных соискателей. Чем сложнее система, тем выше требования к обеспечению ее безопасности. Как показывает история, крупные системы разрушаются изнутри.

Статистика НКС России

СПРАВКА о ПРОФСТАНДАРТАХ

Нижеприведенный статистический материал основан на официальных документах, которые можно было получить в свободном доступе на полях форума и сети “интернет”.

СПК ЖДТ № 008 (железнодорожного транспорта) к 2021 году при уже готовых 84 профстандартах (это 188 профессий и должностей, что обеспечивает более 604 тысяч работников отрасли)  планирует разработать еще 21  стандарт, чтобы в  представлении их специалистов полностью обеспечить потребности квалифицированных работников на железнодорожном транспорте. Исходя из этой логики, на воздушном и морском транспорте нужно примерно столько же, что для составит 300 стандартов для области экономической деятельности № 17 (Транспорт). А если туда добавить и автомобильный транспорт, то совокупно только одна эта область должна иметь как минимум 400 (!) стандартов .На дату форума в этой области зарегистрировано 94 стандарта. Часть из них касается водного и авиатранспорта, но таких СПК нет … а кто же тогда все это составлял, рабочие группы, но тогда почему не назвать СПК на транспорте, а не сужать его компетенцию до нужд мощного, но не единственного на транспорте объединения (Желдортранс)  ? Этот вопрос – риторический, так как просто нужно понять, а как эта “система” устроена в отдельно взятом СПК ?

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит.

 

Великолепный по объем и качеству буклет и сборник материалов по отчету работы за 5 лет предоставил ЭСПК  № 011 (электроэнергетика Российской Федерации) который утверждает, что к середине 2019 года в электроэнергетике утверждено 78 профквалифкаций и подготовлено еще 91 (!) проект квалификаций. В официальном справочнике на позициях экономической области № 020 (Электроэнергетика)  отмечено 42 профстандарта. Возможно это объясняется отсутствием обновления данных на справочном сайте.

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит.

 

Буклет СПК в наноиндустрии № 003 декларирует 63 профстандарта, 211 профквалиификаций и даже более 160 экспертов.Великолепная раскладка по регионам.

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит.

 

Буклет СПК в области управления персоналом № 018 упоминая всего один стандарт из 11 зарегистрированных в данной области, данных о количестве квалифицированных работников  не приводит.

 

Буклет СПК в строительстве № 005 приводит данные о 158 квалификациях и более 650 профессиональных экзамена. То есть 650 соискателей прошло НОК. Справочник приходит данные о 150  зарегистрированных профессиональных стандартах. Весьма курьезный нюанс. В одной экономической области № 016  – Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство зарегистрировано 3 СПК.

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит.

 

Абсолютным чемпионом НСПК со страницы буклета выглядит СПК в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта №009. Специалисты данного СПК утвердили 27 стандартов, 113 квалификаций, НОК прошло 20 000 соискателей и только 1500 получили “заключение” (отсев на НОК меньше 10 %).

Единственный СПК который привел собственные официальные данные о квалифицированных работниках.

 

Флагман НСПК – СПК в сфере атомной энергии №015 утвердил для себя 96 стандартов, 69 квалификаций и провел 488 НОК. Дорогой и прекрасно оформленный буклет дает представление об самостоятельном подходе к решению вопросов отраслевой системы квалификации.

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит.

 

СПК в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурного-строительного проектирования № 037 за два месяца со дня наделениями его полномочиями отнес к своему ведению 26 (!) профессиональных стандартов, 35 квалификаций и утвердил 27 комплектов оценочных средств и обогатился 5-ю ЦОКами…

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит, но за такой срок …

 

Самый рациональный в НСПК коллектив СПК в области сварки № 001 указал только  о 60 ЦОК, которые обладают 150 площадками для проведения НОК. СПК № 001 является уникальным коллективом, который входит полным составом в одноименный технический комитет № 346 Росстандарта. Таким образом специалисты демонстрируют подход к сопряжению стандартов ГОСТ Р (на услуги) с профессиональными стандартами. Этот рациональный подход достоин рассмотрения в качестве стратегического решения  по интеграции  НСК  в Программу Национальной Стандартизации (ПНС).

Данных о количестве квалифицированных работников буклет не приводит.

 

СПК в сфере финансового рынка № 002 предпочел  сухой аналитики масштабный информационный вброс посредством своего замечательного во всех смыслах журнала Профессионал-финансы.Со страниц издания удается узнать, что СПК ФР имеет более 50 ЦОК и 130 экзаменационных центров.Аттестацию по бухучету, внутреннему контролю и аудиту прошло 800 специалистов.

Официальных данных о количестве квалифицированных работников и “отсеве” соскателей журнал не приводит.

Откровенно смешно, даже по самими названиям и количеству выглядят утвержденные Минтруда РФ 
за четыре года работы три стандарта на три (!) зарегистрированные СПК  
в области №012 "Обеспечение безопасности"  :
- "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов" - это обычная сквозная 
   для многих ВПД функция дежурного по объекту, ситуационному центру, 
   стройке, транспортному узлу и т.п.которая может быть отнесена к любому СПК
- "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" - охрана не обеспечивается, 
    а осуществляется и не только школ, ПТУ, институтов и университетов...
- ..."Водолаз" (как ???)

ни одного соискателя за 4 года...

Приведенные данные – это первичный срез системного анализа по завершении годового цикла работы НСПК. По правилам аналитики в первую очередь сопоставляются измеримые величины. Если спикеры форума главной целью НСК имели ввиду все-таки насыщение рынка квалифицированными работниками, то руководство СПК просто соревнуется в количестве стандартов, которые носят рекомендательный характер.

Главный вывод – НСК России не является приоритетным направлением в деятельности Правительства Российской Федерации.

На форуме не прозвучало мнений или ссылок на способы, формы и пути интеграции НСК в Программу Национальной Стандартизации -ПНС, которая находится в ведении Росстандарта. 

По окончании форума создается впечатление, что  НСК  -это некая обособленная система, призванная решить довольно узкую задачу по насыщении рынка квалифицированными кадрами.Для любого СПК , разрабатывающего свои профстандарты необходимо учитывать принципы интеграции со смежными управленческими системами. Так, разработчику нужно понимать какие роль и место  отводится профессиональному стандарту в более крупной системе ПНС. А это влечет сопряжение категорий, шаблонов, терминов, и других показателей для всех без исключения стандартов, которые должны быть сведены в единую национальную систему.

Вопрос целеполагания в федеральной системе стандартизации – это компетенция Совета безопасности при Президенте Российской Федерации, а не НСПК,а уж тем более НАРК. Проблема с целеполаганием – это формулировка не только цели, но и принципов, на которых строится работа по ее достижению. Принцип – это основа взаимодействия между людьми. Принципы можно “прогибать под ситуацию”, но не ломать. И в данной ситуации НСПК – это верховный судья по следованию организационным и рабочим принципам. Но они должны быть едины для всех, а не для избранных. Государство – это единый живой организм и если что-то в нем кардинально менять то это может его ощутимо взбодрить, но может и безвозвратно уничтожить. Насколько быстро, все будет, зависит от интенсивности терапии. Но если ничего не делать, то стагнация будет неизбежной и мучительной как ожидание смерти. Если мы хотим быстрых перемен, нам нужно очень точно знать чего мы хотим и какими силами и средствами команда специалистов ( но не функционеров) располагает. И конечно нужен план работы, а не мифические “дорожные карты”, как логическое обоснование действий. в любом плане, в том числе и охраны, есть сроки исполнения и поэтапно ответственные исполнители. Если что-то не получается, значит либо сам план не верен, не хватает квалификации у сил или должного количества средств, либо мы сталкиваемся с саботажем – сознательным неисполнением возложенных обязанностей на должностные лица.

 

Как лечить НСПК , если кто-то считает, что это необходимо ? Есть несколько путей. Так например, если в соответствии со здравым смыслом установить и следовать системному принципу “одна область экономической деятельности – один СПК”, то понятно, что 37 СПК это уже “перебор”, так как экономических областей у Минтруда всего 34. Для того, чтобы перераспределить СПК в соответствии с этим принципом, нужны целый ряд правил для определения этого порядка. Но тогда исчезнет проблема межотраслевого “сопряжения” и взаимодействие между СПК будет сводится только к обмену передовым опытом. К основополагающим принципам НСПК можно отнести и такой, например принцип, как конечное количество стандартов в системе,. Этот принцип будет заставлять разработчиков либо совершенствовать существующие (актуализировать) , либо убирать устаревшие стандарты. Данная практика прекратит производство “токсичных стандартов, которые в основном из-за своей фрагментарности будут способствовать “закрепощению” работников в рамках узкой квалификации и заставлять их сдавать НОК для обретения смежной и близкой по ОТФ квалификации. Фрагментарность (декомпозиция) – это отдельная проблема стандартизации и она легко идентифицируется при знакомстве с названиями СПК.

 

Признание “международных стандартов и квалификации” на своем рынке труда – это самоубийство. Любая страна готова войти в открытые двери своего рынка  и не пустить на свои рынки чужаков. Никто и ничто не должно влиять на внутреннее стояние организма кроме самого организма. Нельзя никого пускать к себе в дом ни с товарами, ни с профессиями, так как профессия или компетенция/квалификация – это тот же товар. Весь обмен – за порогом под звуки дудок и бубнов. Рынок например, той же самой частной охраны закрыт для иностранцев.

Далее, необходимо учитывать, что связанное с Worldskills – было связано и до сих пор является разновидностью индустрии шоу-бизнеса, широко распространенного на крайне спрессованом рынке труда в Европе, наряду с различными конкурсами, стартапами и Чемпионатами по чему-только-можно.  Данное действо призвано прежде всего заработать денег на кратковременном точечном интересе к той или иной профессии, либо для отвлечения общественного внимания от проблем в экономике и имитации деятельности властных структур по созданию якобы мотивации работодателей для найма работников с имиджем “лучших по профессии” особенно в сфере производства и оказания услуг, связанных  с тяжелым физическим трудом.

Вот что говорит об этом руководитель РГ СПК НСБ по организации и проведению НОК, Президент Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России Дмитрий Фонарев :

“Российские группы личной охраны участвовали в чемпионатах мира по навыкам телохранителей в странах Европы с 1996 по 2000 год в рамках IBA (Международная ассоциация телохранителей, Париж 1957).  Это прямой аналог того, что делает сегодня  Ворлдскиллс в России. Именно этот принцип “делай как они” и был скопирован, но не для плотников и каменщиков, а для телохранителей.  В 2000 году в Норвегии IBA была уличена в откровенном мошенничестве на результатах соревнований, и вместе со шведскими коллегами забрав все призы откровенно постановочного “Чемпионата мира”, Россия прекратила свои  отношения с европейскими дельцами от безопасности. Это шоу перекочевало в Украину. В Ялте с 1999  по 2014 год Чемпионаты мира проводило незалежное СБУ . В 2014 году вся эта клоунада бесславно закончилась. Ее осколки до сих пор позванивают в Молдавии  Румынии, Болгарии и естественно, в Украине. С 2000 по 2018 год НАСТ России проводил собственные профессиональные аудиты с целью выделить лучших на российском рынке профильного труда. Цель популяризации чего-либо через адаптированные спортивные соревнования – работает достаточно своеобразно. При существенных вложениях отдача в эффективности в иных областях экономики не бывает стабильной. Но на рынок труда это правило не распространяется. Никто из работодателей за 25 лет рынка в России, да и во всем мире никогда не обращал внимания на “сторонние” достижения телохранителя. Работая с мировыми  индустриальными гигантами такими как Google, Microsoft, AMD, BP, APPLE и другими, наших партнеров всегда интересовали личные рекомендации, а не расписные бумажки и грошовые жестянки с разноцветными медальками.  На рынке предметного труда “спортсмены” не нужны. Нужны надежные, квалифицированные люди, которые способны сделать работу за предлагаемые деньги. Более того, в структурированном профессиональном мире спрос ВСЕГДА превышает предложения. Были бы квалифицированные люди.  Потребитель услуги всегда был и будет готов платить больше за гарантированно качественную услугу или работу.”

Грамотной и целевой PR кампании по агитации и пропаганде профессионального труда просто нет. Не потому ли очередей в многочисленные ЦОКи не наблюдается ? И не потому ли задают министру вопросы по обязательности применению стандартов ?  Достаточно внести в текущее законодательство всего одно предложение о том, что работы и услуги оказываемые за счет госбюджета должны исполняться квалифицированными работниками и очереди в ЦОКи станут сопоставимы с толпами футбольных фанатов.  В чем риск ? В том, что многие предприятия не смогут справиться, или исчезнут наработанные коррупционные схемы ? Так в любом случае выгода.  Не кому-то а государству.По пути в светлое будущее слабые не выживают. Все, что не приспосабливается к изменениям – вымирает. Это закон развития.  Для анализа работы по пропаганде самой идеи стандартизации ниже приводятся ссылки на первые позиции в поисковых строках СМИ.

Стандартизация, а точнее процедуры НОК, уже начали делать свое дело в процессе разделения рынка на квалифицированных (реестровых) специалистов и неквалифицированных ремесленников. Это крайне важный фактор на рынке труда особенно для самозанятых работников которые в 2020 году смогут перейти на условия уплаты налога на профессиональную деятельность. Индивидуальная квалификация только повысит личную конкурентоспособность работника и будет мотивировать его на обретение заветного квалификационного удостоверения. Особо ценными на этом рынке будут сквозные квалификации, которые будут позволять работать в наиболее широком спектре ВПД.

И если правительство уповает на то, что безработные (неквалифицированные граждане государства российского)  будут петь  песни и создавать кино и масляные картины, живя на социальный прожиточный минимум, то это очень опасная иллюзия. Человеку в критических свойственно бороться за выживание и здесь для него открыт весь спектр свободы выбора в методах и средствах. Голод в человеке убивает мораль. Аморальный человек становится непредсказуем. У него рождается своя мораль. А разоружить человека морально невозможно. Можно только изменить его сознание  двумя путями (мгновенно переформатировать и ли постепенно изменять) или не допустить деформации. Точно так же и профессиями. Их нельзя деформировать. Деформированные профессии разрушат общество, которое не сможет себя ни содержать, ни защитить от угроз как внешних, так и внутренних. На упреждении (прогнозировании) угроз строится любая стратегия развития чего бы то ни было. Ничто не может развиваться во враждебной, токсичной среде. А токсичность – это результат ошибок в целеполагании и планировании. Для избежания подобного в будущем и проходят оперативные совещания в настоящем, тем более, что в завершение V всероссийского форума НКС России  А.Н.Шохин объявил о “разработке стратегии развития системы до 2030 года”.

По итогам форума была принята  вот такая резолюция без изменений.

Проект резолюции Форума 2019

 

СМИ о прошедшем форуме :

Комсомольская правда

РСПП

Русская планета

Академия бизнеса и управления системами 

Портал финансового университета

Региональная Россия

 

Для сравнения качества работы приводится резолюция предыдущего форума НСК

Programma-Forum-2018