д/п № 12 Квалификация “Работник в области безопасности”

д/п № 12 Квалификация “Работник в области безопасности”

д/п № 12 Квалификация “Работник в области безопасности”

 

Требования и порядок формирования и утверждения наименований квалификаций.

 

‚№ 726 н НАименования и тебования к квалификации от 12.12.2016

 

14 июля 2021 года СПК НСБ направил пакет документов в НАРК для утверждения квалификации “Работник в области безопасности”

 

Исх.14-07-2021 Шадрину АЕ об утвержд. квалификаций

 

Ответ НАРК

 

01131-21 от 05.08.2021

 

Просьба СПК НСБ о проведении рабочего совещания по вопросу согласования квалификации

 

Исх 16-08-1-2021г. Шадрину А.Е. НАРК по вопросу утвержд-я ПК

 

Совещание по наименованию квалификации назначено на 15.00 МСК 24 августа 2021 года.

 

01201-21 от 18.08.2021

 

Представителем СПК НСБ назначен  член  рабочей группы Национального агентства по экспертизе проектов профессиональных стандартов и проектов квалификаций,  заместитель председателя СПК НСБ Фонарев Д.Н.

 

Исх 20-08-1-2021г. Факторович АА НАРК по вопросу совещания

 

Перекрестки квалификации “Работник в области безопасности”

Правовая база.

Целесообразность разработки проекта квалификации “Работник по обеспечению безопасности” (2 квалификационный уровень) обусловлена обязанностью СПК НСБ по реализации п. 13. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который предписывает “Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы обеспечить в 2024 году благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения…” через формирование профильной квалификации  с учетом требований действующего законодательства и потребностей рынка труда в указанной области экономической деятельности.

 

Федеральный закон “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” от 27.11.2018 N 422-ФЗ который регламентирует деятельность самозанятых на территории всей страны граждан вступил в силу в 2020 году. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно. Вид деятельности “обеспечение безопасности” появился в перечне Минфина России для его реализации гражданами также в начале 2020 года. Закон разрешает занятия трудовой деятельностью самозанятым с 14 лет с некоторыми ограничениями.

На основании п.п. «з» п. 1 ст. 22 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” от 08.08.2001 N 129-ФЗ по предложению Президента Российской Федерации самозянятым может стать любой гражданин старше 16 лет.

На основании этого положения СПК НСБ определил начальный возраст для соискателей данной квалификации в 16 лет, что соответствует среднему общему образованию являющемуся второй ступенью школьного. Оно продолжается 5 лет и включается в себя 5-9 классы школы, гимназии или лицея. В процессе обучения школьник получает основные (базовые) знания по всем предметам.

Показатели реализации федерального проекта “Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами ” Минэкономразвития России ( паспорт проекта )

  • количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (1,6 млн человек в 2021 году, с увеличением до 2,1 млн человек к 2024 году);
  • количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получивших меры поддержки (70 тыс. человек в 2021 году, с увеличением до 240 тыс. человек к 2024 году).

      В основу формирования проекта квалификации были заложены результаты мониторинга рынка труда, которые содержат сведения о спектре спроса и предложений, а также оплате труда (самозанятые платят прямой  налог в федеральный бюджет )  по данной услуге. Изучив текущие статистические данные по рынку и обобщив личный опыт работы членов РГ СПК НСБ в рыночных условиях, мы пришли к однозначному выводу о нецелесообразности разработки отдельного ПС для ВПД с привлечением самозанятых граждан ввиду многочисленности и очевидной неопределенности предметов труда при оказании работниками подобных услуг. Тем более, что самозанятые – это по сути индивидуальные предприниматели, которые ограничены определенными рамками только в правовой форме оказания услуг и обязанностью платить налоги. Критичным фактором для отказа от разработки ПС послужил и юридический факт отсутствия лицензионных требований для самозанятых, что не лишает их права и возможности стать квалифицированными работниками с целью повышения своей конкурентоспособности и самосовершенствования.

Министерство социального развития Российской Федерации указывает, что :

  • можно быть индивидуальным предпринимателем и иметь статус самозанятого одновременно, при этом все доходы ИП отражаются как доходы НПД. Осуществляемая предпринимателем деятельность должна полностью отвечать требованиям и ограничениям НПД. При этом ИП освобождается от уплаты обязательных страховых взносов и сдачи отчетности за период применения специального налогового режима НПД.
  • можно быть наемным работником или генеральным директором, но при этом вести деятельность в качестве самозанятого;
  • взаимодействие с юридическими лицами и ИП оформляется в соответствии с нормами законодательства посредством заключения договора ГПХ, в реквизитах указываются паспортные данные (по аналогии с оформлением договора с физическим лицом). При этом такое взаимодействие не влечет обязанность юридического лица или ИП по уплате НДФЛ и страховых взносов за самозанятого;
  • при регистрации в приложении не требуется открытия отдельного расчетного счета в банке (могут использовать текущие счета и карты гражданина);
  • добровольные отчисленные в Пенсионный фонд доступны в приложении «Мой налог»;
  • если человек зарегистрировался в приложении и не ведет деятельность, то платить налоги ему не нужно, при этом это не приведет к утрате статуса самозанятого;
  • граждане ЕАЭС (Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) без получения вида на жительство в России могут стать самозанятыми.

        Особенностью самозанятых является то, что они могут оказывать услуги в нерабочее на (основной работе) время (кроме основного работодателя). Так, например  как любой российский гражданин, в отдельных случаях иностранец, лицензированный охранник (более 600 000 работников) в свои выходные могут вполне получить дополнительный заработок в режиме НПД. Любой работник организации с особыми уставными задачами (до принятия квалификации “Охранник” или “Старший охранник” после утверждения Минтруда России ПС “Охранник”) имеет право пройти НОК и получить квалификацию 2 квалификационного уровня с минимально-достаточным для выполнения работ или оказания услуг, набором ТФ, что требует ст. 57 ТК РФ “Содержание трудового договора”. Спектр рыночного спроса на данную квалификацию предельно широк и не может быть ограничен сферой ни одного охранного стандарта. При этом, в любом охранном стандарте будут присутствовать базовые для указанной квалификации ТФ.

Общественное обсуждение

      Процесс профессионально-общественного обсуждения указанной квалификации с ведущими федеральными работодателями и их объединениями такими как ТПП РФ и РСПП был организован в рамках обсуждения ПС “Охранник”, которое проходило с 11 сентября по 30 декабря 2020 года – https://www.spk-nsb.ru/standard/standart-ohrannik/ По результатам обсуждения ни ПС ни охранные квалификации замечаний не получили. Также не было получено и возражений о выделении указанной квалификации как новой для профильного рынка труда, либо создании отдельного ПС для самозанятых граждан, оказывающих услуги по обеспечению безопасности в режиме налога на профессиональный доход (НПД). В процессе формирования наименования квалификации “Работник по обеспечению безопасности” СПК НСБ обратилось к уполномоченному ФОИВ с просьбой о разъяснении особенностей федерального правого поля реализации данного закона. После консультаций с ФНС, Минфин России в своем письме в адрес СПК НСБ указал на отсутствие каких либо ограничений для самозанятых граждан по данному виду деятельности. В связи с чем и было принято решение формировать проект квалификации на действующем охранном ПС, так как принципиальной разницы в ПС для формирования базовой для отрасли квалификации Работник по обеспечению безопасности” второго квалификационного уровня нет. Любой охранный ПС обязательно будет содержать необходимые для данной квалификации ТФ. 

Согласно

  За СПК НСБ закреплен действующий ПС “Работник в области обеспечения охраны образовательных организаций”, который был утвержден Минтруда России в конце 2015 года и естественным образом на данный момент не соответствует действующему законодательству. При этом, данный ПС как охранный по своей правовой ориентации, содержит все необходимо-достаточные для формирования требований и выделения квалификации для самозанятых граждан ТФ, соответствующие 2 уровню квалификации в трактовке Приказа Минтруда России от 12.04.2013 N 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов”. 

Требования и компетенции

При формировании Работник по обеспечению безопасности” (2 квалификационный уровень) СП КНСБ учитывал, что  в данном приказе 2 уровень квалификации содержит такие показатели для уровня квалификации как :

  • полномочия и ответственность – полностью описывают характер трудовых отношений в рыночной ситуации, где руководством для самозанятого гражданина напрямую выступает его работодатель;

  • характер умений – все полностью соответствует рыночным требованиям и трудовым заданиям для граждан, оказывающих услуги по обеспечению безопасности в самом широком спектре профильного рыночного потребления;

  • характер знаний – применение каких-либо специальных знаний для выполнения элементарных ТФ (при обеспечении безопасности  – это наблюдение (контроль состояния – по тексту ПС) и сообщение (доклад/отчет/информирование – по тексту ПС) определяет исключительно работодатель, что не противоречит цели создания квалификации.

Отдельной графой выделены “Основные пути достижения уровня квалификации”, где в данной роли выступает исключительно практический опыт самозанятого работника. Это основное современное рыночное требование к подобным трудовым отношениям. Данные позиции по требованиям были утверждены Минтруда России в 2013 году и естественным образом не могут в необходимом контексте и полной мере корреспондировать с НПА N 422-ФЗ  “Налог на профессиональный доход”, принятым спустя пять лет 27.11.2018 года.

Учитывая требования ко 2 квалификационному уровню в части обучения по указанным программам разработчик наименования квалификации вывел практическое отсутствие возможности создания подобных программ ввиду уже упомянутого обоснования  нецелесообразности создания профильного ПС и формирования на его базе учебных программ по не определяемым на практике, с профессиональной точки зрения, предметам по которым невозможно проводить ни обучение, ни практические квалификационные экзамены.  Наблюдение” и  “доклад” – это ТФ (суть услуги при любом предмете труда), которые выполняются в натуральном виде –  “as agreed” (“как договорились”) и данные договорные условия являются исключительно прерогативой договаривающихся сторон, которые и несут обоюдную юридическую ответственность при правомерном заключении договоров. Более того, 2-х месячный срок, предусмотренный N 422-ФЗ как временные затраты, и плата за такое обучение,  противоречат утверждению Минфина России об отсутствии ограничений для самозанятых граждан и на практике просто нивелируют мотивацию граждан к работе в режиме НПД, что впрямую противоречит Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.

     Исходя из этих данных СПК НСБ не считает рациональным (законным) вносить в структуру проекта квалификации (приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 726н.) требования об обязательном профессиональном (или любом “специальном”, дающим знания в отдельном сегменте деятельности) образовании а равно и прохождении обучения самозанятого работника. Инициатива самосовершенствования отдана СПК НСБ на осознание соискателя данной охранной квалификации. Он вправе пройти любое необходимое ему обучение в форме посещения занятий, семинаров, лекций, консультаций, самоподготовки для теоретического профессионального экзамена в удобное для него время и в удобном для него месте в том числе подготовиться через интернет бесплатно.      

Квалификация “Работник по обеспечению безопасности” (2 квалификационный уровень) присваивается соискателю по результатам профессионального экзамена (централизованного теоретического теста 40 вопросов за 45 минут) на знание правовых основ трудовой деятельности, особенностей действий в различных рабочих ситуациях, прав и обязанностей при выполнении указанных в ПС ТФ. Данные вопросы уже разработаны СПК НСБ и находятся в режиме начала согласования с НАРК после утверждения наименования данной квалификации.

Особым моментом для согласования наименования данной квалификации выступает требование НАРК привести в соответствие с ПС  перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена, и наименования квалификации, на соответствие которой планируется проводить НОК.

ПС “Работник в области обеспечения охраны образовательных организаций” был разработан и утвержден для охранников-лицензиатов и в силу своей фрагментарности и логичному изменению действующего законодательства не подлежит редактированию как де-факто, так и де-юре.  Приводить в прямое соответствие с ним что-либо уже несколько лет, как противоправно. Наименование квалификации “Работник по обеспечению безопасности” (2 квалификационный уровень) не требует изменения, так как полностью соответствует содержанию действующего базового ПС. Из данного ПС взяты существенные для решения задачи базовые моменты и положения.      Все без исключения “работники по обеспечению безопасности образовательных организаций” любого квалификационного уровня выполняют свою работу без использования оружия, и могут иметь квалификацию начального для охраны второго квалификационного уровня. В соответствие с п. 13 требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006  к антитеррористической защищенности объектов (далее – АТЗ) (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации объекты (территории) в для указанных объектов и территории установлены категории опасности. 

     В соответствии  с  п.п. “б” ст. 25  указанного Постановления к мероприятиям по АТЗ на объектах и территориях 3 категории и выше привлекаются  “сотрудники частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны”. При этом, самозанятые граждане могут оказывать данные  услуги на объектах 4 категории опасности объектов (территорий) в том числе в свободное от основной работы время.

       Подобного требования  нет ни к каким иным объектам (например больницам, магазинам, транспортным узлам, спортивно-развлекательным комплексам и т.п.)  что с точки зрения СПК НСБ  является нонсенсом.  ввиду этого разработка фрагментарных ПС и узкоспециализированных квалификаций приведет к абсолютному коллапсу спроса и предложений на рынке труда в любой отрасли, когда работник при смене места работы будет вынужден иметь целый набор квалификационных удостоверений за свои же деньги. Точно так же будет обстоять дело и с юридическими лицами оказывающими например, охранные услуги по фрагментарным ГОСТ Р, которые должны будут иметь отдельные сертификаты на соответствие требованиям по охране школ, больниц, банков, стадионов, магазинов и т.д. При этом, квалифицированные самозанятые специалисты могут привлекаться не только к обеспечению безопасности на указанных объектах, но и для обеспечения общественного порядка. Например, реестровые казаки, чья численность превосходит 140 000 человек.

Любые изменения, дополнения предложенного варианта наименования квалификации “Работник по обеспечению безопасности” (2 квалификационный уровень) рано или поздно, но неизбежно приведут к правовым коллизиям. Судебные претензии неизбежно приведут к привлечению к ответственности как разработчиков квалификации, так и тех, кто данные НПА утверждал. Это с точки зрения СПК НСБ недопустимо. Профессионалы отвечают за свою работу собственным именем.

      Указанные противоречия между приказами Минтруда и основанными на них требованиями НАРК и позицией Минтруда России и Указа Президента Российской Федерации не являются критичными для решения поставленных задач. Это рабочие моменты реального законотворчества ответственность за реализацию которых по своему статусу обязано брать  и ответственно берет на себя СПК НСБ. Ситуация с утверждением наименования квалификации “Работник по обеспечению безопасности” (2 квалификационный уровень) в принципе проста. В рамках НСПК нужно просто  договориться под чью ответственность утверждается данная квалификация? Не бывает ответственности без прав на реализацию волеизъявления. 

Если ответственность по реализации (насыщению рынка квалифицированными работниками и созданию условий для развития деятельности самозанятых граждан) возлагается  СПК НСБ, то должен быть утвержден предложенный Советом и согласованный в деталях с НАРК, проект квалификации. Если НАРК видит свой вариант решения данного вопроса, отличный от  позиции СПК НСБ, то для этого должно быть как минимум письменное обоснование и предлагаемый к утверждению согласованный документ. Очевидно, что СПК НСБ не может привести в соответствие то, чего не указано в документах и брать на себя профессиональную, а в перспективе и административную ( а за превышение должностных полномочий возможно и уголовную) ответственность. 

Решение остается за НСПК и в любом случае целью совещания должен выступать разумный консенсус, во избежание вынесения на голосование НСПК 22 сентября 2021 года двух вариантов этой системообразующей в настоящий момент для страны квалификации.