Д/П № 1. Отраслевая охранная стандартизация

Д/П № 1. Отраслевая охранная стандартизация

Д/П № 1. Отраслевая охранная стандартизация

 

Общей целью федеральной стандартизации является защита интересов потребителей и государства в вопросах качества работ и предоставляемых  услуг. Основные направления и показатели для стандартизации отражены в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018  № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части поручения Правительству Российской Федерации об «увеличении к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников” и  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» п. 13. которого предписывает “Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы обеспечить в 2024 году благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы”, и преследуют целью обеспечения исполнения национальных проектов.

Данные Указы Президента Российской Федерации выступают обоснованием для разработки и последующего утверждения охранных профессиональных стандартов (далее – ПС) и национальных (ГОСТ Р ).

Во исполнение этих Указов Президента Российской Федерации было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”. Данное постановление предписывает внедрение ПС в государственные экономические и управленческие структуры. На него также ссылаются разрабочики ПС в различных областях экономической деятельности.

 

Охранные стандарты являются базисом обороноспособности государства, так как являются характеристиками работ и услуг которые должны обеспечиваться квалифицированными работниками, предметом труда которых является защита охраняемых объектов.

 

В конце 2019 года Правительством РФ был разработан перспективный план развития Национальной системы стандартизации (НСС).

План мероприятий (дорожная карта) развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

В соответствии с данным письмом, сопрягаемые ПС и ГОСТ Р охранные стандарты с точки зрения специалистов СПК НСБ, которые представлены также и в ТК 208 “Антитеррористическая и охранная деятельность” являются элементами данной системы.

 

Национальные стандарты (ГОСТ Р) – уполномоченный ФОИВ – Минпромторг России

 

Основополагающий ГОСТ Р по формированию национальных стандартов

ГОСТ порядок ГОСТ Р 2020

ГОСТ Р по терминологии

ГОСТ стандартизация 2020

 

Основополагающим документом по федеральной стандартзации в том числе и в сфере НСБ, является Федеральный закон № 162-ФЗ от 29.06.2015 “О стандартизации в Российской Федерации”, согласно которому объектом стандартизации выступает услуга (ст. 2 п.6). Одной из задач данного закона является обеспечение обороны страны и безопасность государства (ст.3 п.4). Таким образом, с 2016 года, любая охранная услуга, разрешенная действующим Законом Российской Федерации  № 2487-I «О частной охранной и детективной деятельности» от 11 марта 1992 года, уже является прямым объектом стандартизации. Но так как национальные стандарты (ГОСТ Р) на эти услуги пока не разработаны ( Технический комитет ТК 208 “Охранная деятельность” Росстандарта), то вносить эти услуги в перечень Правительства РФ не представляется целесообразным. Однако, как только данные стандарты обретут свое место в Программе национальной стандартизации (далее – ПНС) они станут объектом госрегулирования. Данные ГОСТ Р на услуги реализуются через профессиональные стандарты, находящиеся в ведении Национального совета при Президенте Российской Федерации по развитию квалификаций (далее- НСПК).

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), который для работы над национальными стандартами (ГОСТ Р) создает свои Технические комитеты. Для частной охраны в марте 2018 года и был создан ТК 208 “Охранная деятельность” , в феврале 2021 года реорганизован в “Антитеррористическая и охранная деятельность” под руководством Н.И. Першуткина.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам услуг и имеющих в данной области наиболее высокий потенциал. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Стандарты, получившие одобрение ТК включаются в ПНС.

Суть ГОСТ Р – это описание услуги для ее идентификации в правовом поле с целью ее сертификации. Сертификация услуги – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от исполнителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (для охранной деятельности это будет услуга) соответствует установленным требованиям. Тот же принцип, как и для НОК- независимой оценки квалификации.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью в данном случае услуги. Ее оказание связано с определенными обязанностями, налагаемыми на организации или предприятия, в том числе и материального характера. Поэтому сертификация может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере»  к которой в полной мере относится частная охранная деятельность.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ , о чем говорилось выше.

При обязательной сертификации услуг подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Без наличия профильных ГОСТ Р вопросы обязательной сертификации в сфере частной охраны не решаются.  Как только эти ГОСТы проявятся в правовом поле, сертификация будет вопросом времени.

 

Профессиональные стандарты – уполномоченный ФОИВ – Минтруда России

 

Вопросами  координации разработки и утверждения профессиональных стандартов занимается Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года за № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.

Профессиональный стандарт – это ведомственный нормативный акт, утверждаемый приказом Минтруда России, который разрабатывается на вид профессиональной деятельности (ВПД) и содержит описание следующих норм:

  • Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью
  • Требования к его опыту и знаниям
  • Уровень квалификации

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена  до 01.01.2020.

 

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ “Содержание трудового договора” обусловливает 
обязательное применение квалификаций на соответствие профстандартам :

«Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
… трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, 
специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)».

Статья 195.3 ТК РФ констатирует :

“Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями”.

Для оптимизации отраслевой стандартизации  и проведения процедуры сквозной НОК в 2019 году РГ СПК НСБ разработана

 Федеральная формула сопряжения охранных стандартов 

При подобном понимании предмета унифицируются  цели и способы формирования охранных стандартов, способы актуализации, сертификации и квалификации.

Квалификации работников являющиеся неотъемлемой частью стандарта разработаны и находятся на согласовании в НАРК.

 

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить НОК. Статья 74 ТК РФ: предлагает руководителю перевод сотрудника на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности — уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ. Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами НОК. И если нет возможности повысить квалификацию работника, то работодатель может его уволить по п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников – задача работодателей, которая может решаться с использованием независимой оценки квалификации работников НОК.

Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям — потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам — потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.