Отраслевая стандартизация. Версия 1.0. Общие положения.

Отраслевая стандартизация. Версия 1.0. Общие положения.

Отраслевая стандартизация. Версия 1.0. Общие положения.

Общей целью федеральной стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества предоставляемых  услуг. Охранной (социальной) функцией стандартизации является обеспечение безопасности потребителей услуг при их непосредственной реализации .

В России растет количество долларовых миллионеров и миллиардеров. К середине 2019 года их число оставило 246 110 человек . Сколько из них является потребителями например услуги телохранителя или инкассатора можно только догадываться. При этом если количество россиян с ультра-высокими доходами в России исчисляется тысячами, то число бедных — миллионами.

Когда трудовые отношения не легализуются – рынок уходит в тень. Причина и следствие в одной фразе – у человека нет никаких прав, зато есть работа.При этом, потребитель также не имеет права предъявить легальные претензии к телохранителю кроме как отказаться от услуги.

 

Национальные стандарты (ГОСТ Р)

 

Основополагающим документом по федеральной стандартзации в том числе и в сфере НСБ, является Федеральный закон № 162-ФЗ от 29.06.2015 “О стандартизации в Российской Федерации”, согласно которому объектом стандартизации выступает услуга (ст. 2 п.6). Одной из задач данного закона является обеспечение обороны страны и безопасность государства (ст.3 п.4). Таким образом, с 2016 года, любая охранная услуга, разрешенная действующим Законом Российской Федерации  № 2487-I «О частной охранной и детективной деятельности» от 11 марта 1992 года, уже является потенциальным объектом стандартизации. Но так как национальные стандарты (ГОСТ Р) на эти услуги пока не разработаны ( Технический комитет ТК 208 “Охранная деятельность” Росстандарта), то вносить эти услуги в перечень Правительства РФ не представляется целесообразным. Однако, как только данные стандарты обретут свое место в Программе национальной стандартизации (далее – ПНС) они станут объектом госрегулирования. Данные ГОСТ Р на услуги реализуются через профессиональные стандарты, находящиеся в ведении Национального совета при Президенте Российской Федерации по развитию квалификаций (далее- НСПК).

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), который для работы над национальными стандартами (ГОСТ Р) создает свои Технические комитеты. Для частной охраны в марте 2018 года и был создан ТК 208 “Охранная деятельность” под руководством Н.И.Першуткина.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам услуг и имеющих в данной области наиболее высокий потенциал. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Стандарты, получившие одобрение ТК включаются в ПНС.

В настоящее время ГОСТ Р – «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования к организации охраны, пропускному и внутриобъектовому режимам.» (далее ГОСТ Р – «Школы» – ответственный разработчик НИЦ «Безопасность») который не является стандартом на услугу  (таковая услуга текущим законодательством не предусмотрена) прошел одобрение и включен в ПНС. В то же время ГОСТ Р «Услуга телохранителя» (ответственный разработчик – рабочая группа СПК НСБ по квалификации «Телохранитель») после доработки будет заслушан на следующем заседании ТК 208 для его включения в план работы .

Суть ГОСТ Р – это описание услуги для ее идентификации в правовом поле с целью ее сертификации. Сертификация услуги – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от исполнителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (для охранной деятельности это будет услуга) соответствует установленным требованиям. Тот же принцип, как и для НОК- независимой оценки квалификации.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью в данном случае услуги. Ее оказание связано с определенными обязанностями, налагаемыми на организации или предприятия, в том числе и материального характера. Поэтому сертификация может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере»  к которой в полной мере относится частная охранная деятельность.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ , о чем говорилось выше.

При обязательной сертификации услуг подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Без наличия профильных ГОСТ Р вопросы обязательной сертификации в сфере частной охраны не решаются.  Как только эти ГОСТы проявятся в правовом поле, сертификация будет вопросом времени.

 

Профессиональные стандарты

 

Вопросами профессиональных стандартов занимается Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года за № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.

Профессиональный стандарт – это ведомственный нормативный акт, утверждаемый приказом Минтруда России, который разрабатывается на вид профессиональной деятельности (ВПД) и содержит описание следующих норм:

  • Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью
  • Требования к его опыту и знаниям
  • Уровень квалификации

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена  до 01.01.2020.

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ “Содержание трудового договора” говорит “про обязательность” профстандартов :

«Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:… трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)».

Статья 195.3 ТК РФ утверждает “Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями”.

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности :

1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.

2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.

4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.

6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.

7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.

8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

 

Телохранители получили следующие квалификационные уровни :

 

4  – телохранитель и телохранитель-водитель,

5 – телохранитель прикрепленный

6 – руководитель подразделения личной охраны

 

Инкассаторы предполагают получить :

3 – охранник груза

4 – инкассатор

5 – старший инкассатор

6 – руководитель подразделения инкассации (и/или) перевозки охраняемых грузов

 

В профстандартах для частной охранной деятельности характерны уровни с 3 –го (работник в сфере частной охраны)  по 6 –ой (руководитель частной охранной организации).

 

 

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить НОК. Статья 74 ТК РФ: предлагает руководителю перевод сотрудника на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности — уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ. Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами НОК. И если нет возможности повысить квалификацию работника, то работодатель может его уволить по п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников – задача работодателей, которая может решаться с использованием независимой оценки квалификации работников НОК.

Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям — потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам — потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.