Д/П № 1. Отраслевая стандартизация НСБ

Д/П № 1. Отраслевая стандартизация НСБ

Д/П № 1. Отраслевая стандартизация НСБ

 

Общей целью федеральной стандартизации является защита интересов потребителей и государства в вопросах качества работ и предоставляемых  услуг. Основные направления и показатели для стандартизации отражены в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018  № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части поручения Правительству Российской Федерации об «увеличении к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников” и  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» п. 13. которого предписывает “Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы обеспечить в 2024 году благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы”, и преследуют целью обеспечения исполнения национальных проектов. Данные Указы Президента Российской Федерации выступают обоснованием для разработки и последующего утверждения профессиональных стандартов (далее – ПС), ответственность за координацию разработки и утверждение которых возложено на Минтруда России и Национальный совет при Президенте Российской Федерации по развитию квалификаций (далее –НСПК, Председатель НСПК –Шохин А.Н.).

Во исполнение этих Указов Президента Российской Федерации было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”. Данное постановление предписывает внедрение ПС в государственные экономические и управленческие структуры. На него также ссылаются разрабочики ПС в различных областях экономической деятельности.

В конце 2019 года был разработан перспективный план развития Национальной системы стандартизации (НСС).

План мероприятий (дорожная карта) развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

В соответствии с данным письмом каждый стандарт является элементом данной системы.

 

Национальные стандарты (ГОСТ Р) – Минпромторг России

 

Основополагающим документом по федеральной стандартзации в том числе и в сфере НСБ, является Федеральный закон № 162-ФЗ от 29.06.2015 “О стандартизации в Российской Федерации”, согласно которому объектом стандартизации выступает услуга (ст. 2 п.6). Одной из задач данного закона является обеспечение обороны страны и безопасность государства (ст.3 п.4). Таким образом, с 2016 года, любая охранная услуга, разрешенная действующим Законом Российской Федерации  № 2487-I «О частной охранной и детективной деятельности» от 11 марта 1992 года, уже является прямым объектом стандартизации. Но так как национальные стандарты (ГОСТ Р) на эти услуги пока не разработаны ( Технический комитет ТК 208 “Охранная деятельность” Росстандарта), то вносить эти услуги в перечень Правительства РФ не представляется целесообразным. Однако, как только данные стандарты обретут свое место в Программе национальной стандартизации (далее – ПНС) они станут объектом госрегулирования. Данные ГОСТ Р на услуги реализуются через профессиональные стандарты, находящиеся в ведении Национального совета при Президенте Российской Федерации по развитию квалификаций (далее- НСПК).

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), который для работы над национальными стандартами (ГОСТ Р) создает свои Технические комитеты. Для частной охраны в марте 2018 года и был создан ТК 208 “Охранная деятельность” под руководством Н.И.Першуткина.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам услуг и имеющих в данной области наиболее высокий потенциал. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Стандарты, получившие одобрение ТК включаются в ПНС.

В настоящее время ГОСТ Р – «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования к организации охраны, пропускному и внутриобъектовому режимам.» (далее ГОСТ Р – «Школы» – ответственный разработчик НИЦ «Безопасность») который не является стандартом на услугу  (таковая услуга текущим законодательством не предусмотрена) прошел одобрение и включен в ПНС. В то же время ГОСТ Р «Услуга телохранителя» (ответственный разработчик – рабочая группа СПК НСБ по квалификации «Телохранитель») после доработки будет заслушан на следующем заседании ТК 208 для его включения в план работы .

Суть ГОСТ Р – это описание услуги для ее идентификации в правовом поле с целью ее сертификации. Сертификация услуги – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от исполнителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (для охранной деятельности это будет услуга) соответствует установленным требованиям. Тот же принцип, как и для НОК- независимой оценки квалификации.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью в данном случае услуги. Ее оказание связано с определенными обязанностями, налагаемыми на организации или предприятия, в том числе и материального характера. Поэтому сертификация может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере»  к которой в полной мере относится частная охранная деятельность.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ , о чем говорилось выше.

При обязательной сертификации услуг подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Без наличия профильных ГОСТ Р вопросы обязательной сертификации в сфере частной охраны не решаются.  Как только эти ГОСТы проявятся в правовом поле, сертификация будет вопросом времени.

 

Профессиональные стандарты – Минтруда России

 

Вопросами  координации разработки и утверждения профессиональных стандартов занимается Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года за № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.

Профессиональный стандарт – это ведомственный нормативный акт, утверждаемый приказом Минтруда России, который разрабатывается на вид профессиональной деятельности (ВПД) и содержит описание следующих норм:

  • Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью
  • Требования к его опыту и знаниям
  • Уровень квалификации

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена  до 01.01.2020.

 

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ “Содержание трудового договора” говорит "про обязательность" профстандартов :

«Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
… трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, 
специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)».

Статья 195.3 ТК РФ утверждает “Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями”.

 

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности :

 

1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.

2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.

4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.

6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.

7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.

8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Для оптимизации стандартизации СПК НСБ разработана

 

 Отраслевая охранная квалификационная формула (ОКФ НСБ) –  3 Х 12 :

 

ПС “Охранник” :

  1. “Работник в области частной охранной деятельности”

Должен знать текущее законодательство и согласно инструктажу выполнять свои ТФ без использования оружия и применения физической силы.

Квалификационный уровень – 2.

  1. “Охранник”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи.

Квалификационный уровень – 3.

  1. “Старший охранник”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста обязан руководить группой охранников и выполнять свои личные ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Руководитель охранного подразделения (предприятия)”

Должен знать текущее законодательство, порядок и особенности организации оказания охранных услуг, технологию организации взаимодействия между охранными группами (подразделениями).

Квалификационный уровень – 5.

ПС “Телохранитель”  :

  1. “Телохранитель”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ по обеспечению безопаснотси охраняемого лица с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи пострадавшим.

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Телохранитель – водитель”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи в том числе при обеспечении передвижения охраняемого лица на борту управляемого им автотранспорта.

Квалификационный уровень – 4.

3 “Телохранитель – прикрепленный”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста обязан непосредственно отвечать за безопасность охраняемого лица, руководить группой телохранителей и выполнять свои персональные ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи охраняемому лицу.

Квалификационный уровень – 5.

  1. “Руководитель подразделения личной охраны”

Должен знать текущее законодательство, порядок и особенности организации обеспечения личной безопасности, технологию организации взаимодействия между группами личной охраны и системными подразделениями.

Квалификационный уровень – 6.

ПС “Инкассатор”  :

1.“Инкассатор”

Должен знать текущее законодательство и порядок инкассирования, согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи.

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Инкассатор – водитель”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи в том числе при обеспечении передвижения охраняемого груза на борту управляемого им автотранспорта.

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Старший инкассатор”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста обязан руководить бригадой инкассаторов и выполнять свои личные ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи

Квалификационный уровень – 5.

  1. “Руководитель подразделения инкассации”

Должен знать текущее законодательство, порядок и особенности организации обеспечения процесса инкассирования, технологию организации взаимодействия между бригадами инкассации и системными подразделениями.

Квалификационный уровень – 6.

Данная квалификационная формула (3Х12) проста и понятна и не требует множества разнообразных обучающих программ. При подобном понимании предмета унифицируется и порядок проведения НОК. Появляется возможность проведения сквозного для  НСБ экзамена, при котором сосискатель, сдавая стандартные виды имеет возможность получить квалификацию в зависимости от показанного им результата.

Квалификации, входящие в ОКФ являются неотъемлемой частью стандарта.

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить НОК. Статья 74 ТК РФ: предлагает руководителю перевод сотрудника на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности — уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ. Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами НОК. И если нет возможности повысить квалификацию работника, то работодатель может его уволить по п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников – задача работодателей, которая может решаться с использованием независимой оценки квалификации работников НОК.

Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям — потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам — потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.