К вопросу об отраслевой фрагментации НСБ

К вопросу об отраслевой фрагментации НСБ

К вопросу об отраслевой фрагментации НСБ

ТЕКСТ В РАБОТЕ

 

Существует исключительно два основных вида охраняемых (которые можно практически взять под охрану) объектов: физические лица, обладающие дееспособностью и материальные объекты (здания, сооружения, участки местности, акватории, транспортные средства, предметы). В особую категорию выделяются охраняемые процессы с участием физических лиц и как правило, охраняемые перевозки материальных объектов. К этой категории и относится вооруженная перевозка грузов, инкассация, фельдъегерьская служба,. Однако, такие общепринятые категории как “общественный порядок”, “безопасность массового мероприятия”, “охрана мероприятия” являясь понятными для широкого круга лиц, при обеспечении безопасности на массовых, культурных, спортивных и иных, в том числе протестных и несанкционированных мероприятиях не могут физически браться под охрану как объекты. Массовые мероприятия  – это процессы, проходящие как правило, на каком-либо конкретном участке местности, здания, сооружения. Вот это место и берется под охрану, а указанные категории выступают в качестве цели или задач, но никак не охраняемых объектов. Это краеугольные понятия для отрасли НСБ, так как охраняемый объект – это основной признак отраслевого ВПД. Именно совокупность этих ВПД и образует отраслевую квалификационную формулу  – необходимо-достаточное количество отраслевых квалификаций, обеспечивающих рынок труда в НСБ.

Постовая организация охраны в НСБ.

Пункт 119 Устав Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ,  указывает : “Постом называется все порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он исполняет свои обязанности. К постам относятся и охраняемые караулом с помощью технических средств охраны объекты и участки местности, где эти средства установлены.” Также по логике УГиКС ВС РФ следует и то, что для взятия любого объекта под охрану требуется выставление постов.Исходя из вышеприведенного, следует вывод о том, что по аналогии с армией, пост является рабочим местом для любого вооруженного работника, выполняющего охранные функции. Любая охранная деятельность – это постовая организация процесса (технологии)  защиты и обороны любого охраняемого объекта вне зависимости от его функционального назначения, форм, размеров или конструктивных особенностей.

Обеспечение безопасности - это превентивная функция. ее цель - спрогнозировать и избежать возможных последствий проявления потенциальной угрозы.  
Охрана - функция реактивная с задачей противодействия или нейтрализации проявления реальной угрозы.

В охраняемом процессе центральное место всегда отводится цели и задачам обеспечения безопасности, где важнейшей из таковых является охрана указанных объектов. Охрана по своей сути является действиями по различным видам тревог. Пока охранник (работник) выполняет трудовые функции не связанные с применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия данные функции в прямом смысле не являются охранными. Перенос/перевоз груза, проверка документов, допуск, обеспечение порядка въезда/выезда, вноса/выноса – это административные (управленческие) функции. Для их реализации применение оружия не требуется. Оружие,  спецсредства, в том числе и прировненная к таковому физическая сила, применяется в порядке и лишь на особых условиях, регламентированных законом,. Это означает, что

Безопасность обеспечивается силами и средствами согласно плану охраны. Стадия формирования плана охраны это достаточно сложный процесс. Во всем СССР, в штабе 9 Управления КГБ СССР в семидесятые-восьмидесятые года прошлого века этим занималось всего 8-10 человек. Этих специалис тов по штабной работе (создание и реализация планов, в том числе и охраны) в СССР было меньше, чем космонавтов.

 

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Важным моментом является определение самой охранной деятельности, как вооруженной постовой связанной с отражением угроз. И если охрана функция реактивная (отражение проявления угрозы), то обеспечение безопасности является функцией превентивной (прогнозирование и нейтрализация проявления угроз). Понятие “обеспечение безопасности” включает в себя понятие  “охрана”.  Исходя из этого в практике российской государственной “охранной деятельности” уже есть есть исторически сложившийся, зарекомендовавший себя более, чем вековой практикой “стандартный” подход к решению вопросов обеспечения государственной безопасности и охраны.

Который определяет, что безопасность  – это состояние, обеспечивающее развитие (сохранность) объекта. Без описания объекта термин “обеспечение безопасности” не применяется.

 

 

Практика доказывает, что охрана, как постовой процесс имеет очень короткий технологический набор трудовых функций вне зависимости, какой объект берется под охрану и какой организацией она осуществляется государственной или частной охранной:

 

  1. взятие объекта под охрану
  2. допуск и наблюдение
  3. действия по тревоге

 

Различные профессиональные требования к работнику, сотруднику, офицеру охраны предъявляет именно специфика охраняемых объектов. Эти требования и отражаются в профессиональном стандарте. Вполне справедливо суждение о том, что табель поста – это по сути область профстандарта, а содержание ГОСТ Р  – это план охраны.

 

Множественность материальных объектов и охраняемых процессов создает иллюзию необходимости создания стандарта для охраны каждого объекта. Это ущербная позиция как в теории, так и на практике, заставляющая работника иметь на рынке множество квалификационных удостоверений, что способствует не только размыванию квалификационных требований и как следствие, деформации профессий, но и появление прецидентов судебных разбирательств по вопросам цели создания и нормотворческого качества декомпозиционных (фрагментированных) стандартов ответсвенными федеральными структурами (Минтруда РФ и НСПК) со стороны соискателей квалификаций и работников в НСБ при реализации федеральной политики  в данной области экономической деятельности.

 

Проект стандарта “Инкассатор” ставит целью унифицировать (собрать воедино) как общие для нескольких уже существующих на рынке услуг, так профессий и должностей, ОТФ, так и весь спектр характерных для данного ВПД ТФ и ТД, что позволит унифицировать как квалификационные уровни, так требования к обучению, знанию и умениям  как для работников кредитно-финансовых учреждений (инкассаторов), так и работников, организаций, обеспечивающих перевозку особых (охраняемых в обязательном порядке) грузов, в том числе (в необходимом объеме) и частных охранников, привлекаемых для охраны грузов при их траспортировке. Это уникальная практика, которая может быть инмплементирована в других облястях экономической деятельности.

Перевозка охраняемых грузов

Кроме того, нельзя не отметить, что перевозкой является вид деятельности, порядок осуществления которой регулируется нормами ГК РФ о договоре перевозки, транспортными уставами и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозки грузов. Собственно, перевозка наличных денег не может быть отнесена к банковской операции и не требует лицензии Банка России, ее могут осуществлять как кредитные организации, так и организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов . Более того, сами клиенты кредитных организаций, получающие наличные деньги в кредитных организациях, могут осуществлять транспортировку наличных денег собственными силами. Аналогичная позиция распространена на осуществление перевозки, например, драгоценных металлов, камней и иных ТМЦ, а также наркотических, психотропных препаратов, изделий военной промышленности, предметов искусства и прочих грузов.

Отсюда  вытекает логика интегрированной модели профессионального стандарат “Инкассатор”, которая описывает по сути идентичные ТФ и ОТФ, которые используются для охраны и обеспечения безопасности различных предметов, объектов, грузов как при инкассировании, так и при их транспортировке.

Фельдъегерская служба

Фельдъегерь – это правительственный курьер, которому поручено доставлять важнейшие государственные документы. В число основных задач, возложенных на ГФС России, входят:

 

  • доставка корреспонденции Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и её субъектов, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов военного управления, администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, в административные центры субъектов РФ и обратно;
  • доставка за рубеж корреспонденции, технической документации, образцов промышленных изделий по решениям Правительства РФ; доставка корреспонденции глав государств и глав правительств, органов государственной власти государств СНГ;
  • доставка корреспонденции рабочих органов СНГ, расположенных на территории Российской Федерации.

 

В настоящее время срочная корреспонденция из Москвы доставляется в 62 административных центра Российской Федерации на следующий день после её вручения ГФС России (из них к 10:00 — в 26 административных центров, к 15:00 — в 32 административных центра, до 18:00 — в 11 административных центров), в 19 — на второй, в 3 — на третий день.

Фельдъегери осуществляют доставку корреспонденции по 112 постоянно действующим маршрутам: 60 авиационным, 36 железнодорожным и 16 автомобильным. Ежесуточно в самолётах и поездах находится около 300 сотрудников службы.

 

Количество потенциальных соискателей квалификаций по ВПД “Инкассатор” может сотавлять до 320 000 работников.

Фрагментация

Главной проблемой стандартизации в любой отрасли выступает ее фрагментация. На примере НСБ фрагментация представляет собой деление этой сферы экономической деятельности на стандартизируемые сегменты по признаку охраняемых объектов. Объект на практике – это предмет труда работника. Любой объект имеет свое название и это – больница, школа, банк, магазин, транспортный узел, бензоколонка, обменный пункт, вализы, мешки, ящик и т.д. Утверждая стандарт на охрану объекта государство максимально сужает квалификацию работника, заставляя его сначала изучать часть общего, а затем сдавать экзамены, которые уже юридически разрешают использовать только часть профессионального потенциала работника, вместо того, чтобы сформулировать предельно широкие требования для вида профессиональной деятельности, тем самым сделать квалификацию универсальной, сквозной, пригодной для выполнения указанного множества работ в профильной сфере. 

Любая фрагментация НСБ фатально приведет рынок труда к “неокрепостничеству”, которое выразится в том, что квалифицированный «объектовый (например «школа») работник» при желании работы на ином объекте (например «больница») должен также иметь квалификацию именно на охрану данного объекта. В договоре ТК РФ обязывает указывать именно квалификацию и трудовые функции. А каждый такой стандарт по сути с идентичными трудовыми функциями, будет обязывать работника иметь отдельную квалификацию на охрану другого объекта, таким образом «закрепощая» его на одной и той же работе. Работнику не воспрещается иметь дюжину квалификаций, но каждая из них стоит его денег…

Фрагментация (в контексте Минтруда РФ – декомпозиция) – это одно из опасных концептуальных заблуждений разработчиков проектов стандартов не только в НСБ. Фрагментация приводит к деформации профессии, так как из всего спектра обучающих программ работник «по закону» получит лишь требуемый стандартом фрагмент.

Фрагментация (декомпозиция) в данном ВПД возможна, но крайне не целесообразна, как и во всей охранной деятельности. Фрагментация (деление сферы экономической деятельности на стандартизируемые сегменты по признаку охраняемых объектов предмета труда (не просто охраняемый объект, а больницы, школы, банки, обменные пункты, вализы, мешки, ящики  соружием и т.д.) ведет к “неокрепостничеству”, которое выражается в том, что работник организации при смене порученного охраняемого объекта должен также иметь квалификацию именно на охрану данного объекта. И каждый такой стандарт с идентичными трудовыми функциями обязывает его иметь отдельную квалификацию на охрану другого объекта). Фрагментация (в контексте Минтруда РФ – декомпозиция) – это одно из опасных концептуальных заблуждений разработчиков проектов стандартов в НСБ.

Утверждение универсальных (базовых, общих, сквозных) по своему содержанию профстандартов способствует искоренению порочной практики фрагментации (декомпозиции) отрасли через искусственно фрагментированные по признаку охраняемых объектов “ВПД”. Данная практика уже находит свое выражение в создании узконаправленных профессиональных стандартов, как в области квалификаций, так и в области национальных стандартов (ГОСТР Р). Всю область экономической деятельности, указанную в реестре Минтруда РФ как № 012 “Обеспечение безопасности” при желании можно фрагментировать до бесконечности, так как принцип фрагментации в силу своей сути гласит: “охраняю все, что вижу”. То есть, вокзалы железнодорожные, автовокзалы, банки, больницы, роддома, институты, университеты, школы, детсады, ясли, стадионы, рестораны пивные, заправки бензиновые, массовые мерприятия и так с вариантами до бесконечности – информацию, автотранспорт, деньги, оружие, жизнь и здоровье, честь и достоинство, частную собственность, дороги и мосты… И если для охраны каждого из перечисленных объектов выделять “особую” ВПД и формировать профессиональный стандарт для работника, то Минтруда РФ получит примерно 350 – 400 профстандартов такое же количество ГОСТ Р получит Технический комитет ТК 208 “Охранная деятельность” Росстандарта на рассмотрение. Первые подобные “стандарты” уже есть. Стандарты логически сопрягаются через обязательность выполнения стандарта на услугу (Федеральный закон  №162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”), квалифицированными (Федеральный закон № 238 “О независимой оценке квалификации”) работниками.