Отраслевая квалификационная формула – ОКФ НСБ

Отраслевая квалификационная формула  – ОКФ НСБ

Отраслевая квалификационная формула – ОКФ НСБ

В связи с поручением Заместителя министра труда и социальной защиты, секретаря НСПК г-на Вуколова В.Л.

о направлении протокола 19 декабря эл.почта

РГ СПК НСБ по организации и проведению НОК подготовила материал для представления заинтересованным сторонам процесса отраслевой стандартизации по вопросу ОКФ.

Данная позиция была представлена Приложением № 1 к служебному письму 
на имя Заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Вуколова В.Л. 
от 09 января 2020 года 

  1. НСБ и охранная деятельность

Общее количество работников в НСБ определяется исключительно по косвенным признакам, которые указывают на 3,5 млн. человек. Именно охранная деятельность составляет около 60 % от всего рынка услуг в НСБ. Официальное количество охранников на начало 2020 года составляет около 620 тысяч лицензиатов, но это количество стабильно уменьшаясь в силу объективных причин на рынке труда никуда не исчезает а скрыто перетекает в серый сектор отраслевой, а значит и федеральной экономики. Тенденция к уменьшению доли именно охранных услуг на рынке в последующие годы сохранится в силу развития трех фундаментальных факторов:

  • цифровизации экономики (роботозамещение, ИИ, IT и т.п.);
  • расширения географии действия налога на профессиональный доход (далее-НПД) для самозанятых граждан, которым с 2020 года будет разрешено обеспечивать безопасность уже на территории всей страны;
  • фатальная заорганизованность и отсутствие грамотной стратегии контроля со стороны ГУ УЛРР и ГК Росгвардии России.

Охранная деятельность, с точки зрения теории и практики разделения труда на профильном рынке, это коммерческие услуги, оказываемые на вооруженных постах. Согласно Закону РФ от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее закон “О ЧОД”), именно охранная деятельность, как лицензируемый вид, разрешена исключительно юридическим лицам с особыми уставными задачами – частным охранным организациям (далее – ЧОО). Охранники также должны иметь лицензию на право осуществлять подобную деятельность. При этом, индивидуальная именно охранная деятельность в России не предусмотрена. Однако с появлением в 2019 году федерального эксперимента с НПД, обеспечение безопасности, как вид деятельности (без указания объектов труда) разрешен и будет широко востребован на российском рынке труда уже не только в НСБ. С появлением НПД самозанятые граждане смогут оказывать услуги по обеспечению безопасности в индивидуальном порядке, наравне с телохранителями и другими специализациями, которые юридически не имеют отношения к деятельности, регулируемой указанным законом.

        По сути каждый работодатель может нанять себе самозанятого гражданина, если ему не требуется услуга с использованием служебного оружия. При этом, НПД не освобождает работников от обязанности быть квалифицированными, что прежде всего будет определять их конкурентноспособность на рынке особенно НСБ. Самоквалификация – это устойчивый стимул для прохождения процедуры НОК в НСБ.  Уже с 2019 года де-юре можно было нанять самозанятого специалиста охранять гараж, дачу, школу, больницу, банк, магазин, члена своей семьи и самого себя. Телохранители пользуются этим правом в регионах, на которые распространяется данный режим. Данный режим в полной мере относится к детективам, специалистам по корпоративным рискам, операторам автоматических систем охраны, контролерам-распорядителям, сторожам-диспетчерам, дежурным и им подобным специалистам. Данное разделение труда получает свое естественное развитие, что в первую очередь учитывается при определении отраслевой квалификационной формулы.

По состоянию на 9 января 2020 года на российском рынке частной охраны нет ни одного квалифицированного работника по причине полугодовой задержки экспертизы согласованного с СПК НСБ с Минтруда РФ и прошедшего профессионально-общественную экспертизу ПС “Телохранитель”.Закрепленный за СПК НСБ ПС “Работник по обеспечению охраны учебных заведений” с 2016 года не соответствует требованиям Минтруда России, а представленный 25 октября 2019 года ПС “Работник в области частной охраны” в силу отсутствия отзыва от надзорного органа (Росгвардии России) отклонен НСПК и в настоящее время является предметом дальнейшего межведомственного согласования.

Нарушение решения НСПК о проведении экспертизы ПС “ТЕлохранитель” на заочном заседании 25 октября 2019 года – это безосновательное бездействие со стороны как НАРК, так и Руководителя рабочей группы  НСПК по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям г-на Прокопова Ф.Т. При этом, данная экспертиза предусмотрена Постановлением Правительства № 23 от 22 января 2013 года, но НАРК до сих пор не имеет официального регламента рассмотрения поступающих в его распоряжение профессиональных стандартов, предписывающего свевременно определять состав экспертов, сроки проведения, порядка апелляции и обязательного приглашения к обсуждению разработчика.

При этом, утвержденный 26 июня 2019 года  “Порядок рассмотрения и одобрения НСПК проектов профессиональных стандартов” (далее – Порядок рассмотрения”) также не предусматривает фундаментальных для регламента позиций, таких сроки рассмотрения, как порядок формирования экспертной рабочей группы и подачи апелляций на ее решение.

Достаточно странно эта ситуация выглядит со стороны, с учетом того, что уважаемый СПК в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурного-строительного проектирования № 037 за два месяца со дня наделениями его полномочиями (с 25 сентября 2019 года), отнес к своему ведению 26 (!) ПС, 35 квалификаций и мгновенно утвердил 27 комплектов оценочных средств и обогатился пятью ЦОКами…

Факт отсутствия в России квалифицированных охранников заставил серьезно озаботиться общественность, особенно в отношении охраны школ после шокирующих серий убийств и фактов экспромтного насилия.  Письма в адрес, Мэра г. Москвы, руководителей парламентских партий, копии в адрес СПКН и СПК НСБ а также ответ РГ СПК НСБ находятся на сайте СПК НСБ – https://www.spk-nsb.ru/2019/12/09/pismo-v-spk-nsb-po-voprosu-ob-ohrane-detej-v-shkolah/

С утверждением ПС, после первой же НОК именно в охранной деятельности появятся первые квалифицированные и остальные неквалифицированные работники. Квалифицированные работники в свою очередь, по результатам НОК будут делиться на тех, кто сможет работать с оружием (охранник), и тех кто не сможет или не желает (работник). Соответственно, любые квалифицированные в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (реестровые) специалисты (работники, охранники) проверкам Росгвардии в отношении их квалификаций, компетенций, навыков и умений не подлежат.

Так как ПС создаются на вид профессиональной деятельности (далее -ВПД), то задачей отраслевой стандартизации является определение конечного количества данных ПС и квалификаций (компетенций) для профильного рынка труда. Количество ПС и соответсвенно квалификаций не может быть бесконечным.  Если во всей НСБ количество ПС с началом доминирования цифровых технологии может и будет незначительно меняться, то в охранной деятельности это количество сохранит свою стабильность, так как принцип разделения охраняемых объектов априори не допускает изменений. Дуэт ПС “Охранник” и “Телохранитель” в охранной сфере будет работать практически вечно с незначительными изменениями в ТФ при их периодической актуализации. Ситуация с ПС “Инкассатор” рассматривается ниже.

1.1 Принцип разделения охраняемых объектов.

Исторически в профессиональной практике обеспечения государственной безопасности сложилось понимание исключительно двух видов охраняемых (которые на практике (в жизни) можно взять под охрану) объектов:

  • физические лица, обладающие право и дееспособностью;
  • материальные объекты (здания, сооружения, участки местности, акватории, транспортные средства, предметы, массовые мероприятия как совокупность материальных объектов и физических лиц).

В особую категорию, при необходимости составления планов охраны выделяются процессы с участием охраняемых физических лиц и как правило, охраняемые перевозки материальных объектов. К этой категории можно относить охраняемую перевозку грузов, инкассацию, фельдъегерьский порядок оборота охраняемых объектов. Однако, такие общепринятые категории как “общественный порядок”, “безопасность массового мероприятия”, “охрана спортивно-развлекательного события” и т.п. являясь понятными для широкого круга лиц, не являются объектами в прямом смысле, так как описать их как физические величны не представляется возможным.  А если объект нельзя представить как описание физических характеристик, то составить список угроз в его отношении и план охраны не представляется рациональным.

При обеспечении безопасности (не охраны, а именно обеспечении безопасности) массовых, культурных, спортивных и иных, в том числе протестных и несанкционированных мероприятий эти процессы физически не могут браться под охрану так, как это происходит с объектами, которые вовлечены в данный процесс обеспчеения их безопасности. Массовые мероприятия  – это процессы, проходящие как правило, на каком-либо конкретном участке местности, в зданиях и прилегающих территориях, сооружениях. Вот это место проведения определяется и берется под охрану, а указанные категории выступают в качестве цели или задач, но никак не охраняемых объектов. Если подходить формально, то во время проведения массовых мероприятий под охрану берется тот же объект, но при этом работникам конкретизируют постовые задачи. Обеспечение общественного порядка (на территории, в здании, сооружении, участке местности и т.п.) – это подтверждается профильной практикой. По сути все это является охраной различных объектов с одними  и теми же ОТФ.

Краеугольное понятие для НСБ, охраняемый объект – это основной признак  одного из двух фундаментальных отраслевых ВПД. Именно совокупность квалификаций составляющих этих ВПД и образует отраслевую квалификационную формулу  – необходимо-достаточное количество отраслевых ПС и соответствующих квалификаций, в полной мере обеспечивающих потребности отраслевого рынка труда.

Таким образом, все вооруженные работники вне зависимости от места работы и предмета труда выполняют охранные функции. Если работник не вооружен – его функции не являются охранными.При этом, ПС отмечает, что ОТФ руководителя охранного подразделения или предприятия не связаны с использованием оружия, однако как квалификацированный специалист при исполнении своих ТФ он в любом случае находится на посту и в рамках текущего законодательства имеет полное право на использование оружия согласно принципу вертикального подчинения (по команде).

Особенности текущего законодательства особо выделяют огнестрельное боевое и служебное оружие, которое могут использовать в своей работе охранники, фельдъегери и инкассаторы. Телохранители использовать служебное огнестрельное оружие не могут. Однако, если они выполняют свои трудовые обязанности в рамказ закона “О ЧОД”, то они как охранники “жизни и здоровья граждан” получают такое право.

К категории вооружения также относятся и спецсредства, разрешенные для ЧОД, гражданское оружие и физическая сила. Последнее средство противостояния является весьма значимым отличием охранника от невооруженного работника в ЧОД. Соответственно, количество стандартов именно для охранной деятельности не должно быть больше двух – “Охранник” и “Телохранитель”, а квалификации должны учитывать возможность выполненя ТФ без оружия и спецсредств, но с применением физической силы.  При этом, количество ПС для охранной деятельности по сути не может превышать трех, так как любые ОТФ для любых квалификаций исчерпываются перечисленными ПС, а ВПД “инкассатор” и “фельдъегерь” представляют собой лишь разновидность охранной, но не отдельно взятую профессию. То есть в стандарт “Охранник” можно и нужно вносить квалификацию “инкассатор”, “фельдъегерь”, охранник груза при транспортировке” и т.п. но не плодить дополнительные стандарты, так как НОК для всех них будет одинаковая с отличием лишь в тестовом (компьютерном) задании.

1.2 Постовая организация ТФ в охранной деятельности.

Пункт 119 Устава Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ определяет : “Постом называется все порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он исполняет свои обязанности. К постам относятся и охраняемые караулом с помощью технических средств охраны объекты и участки местности, где эти средства установлены.”

Также по логике УГиКС ВС РФ следует и то, что для взятия любого объекта под охрану требуется выставление постов. Караул – это воинская организация охраны или наряд. В оперативной практике подобные составы называются группами у охранников, подразделениями в ЧОО, сменами у телохранителей, бригадами у инкассаторов и т.п.   Исходя из вышеприведенного, следует вывод о том, что по аналогии с армией, пост является рабочим местом для любого работника, выполняющего как правило вооруженные охранные функции. Любая охранная деятельность – это постовая организация процесса (технологии) защиты и обороны любого охраняемого объекта вне зависимости от его функционального назначения, форм, размеров или конструктивных особенностей. Любая программа обучения в охранной деятельности начинается с изучения постовой дисциплины. Нельзя руководителю, который точно также находится на посту и обязан быть квалифицированным, ставить на пост неподготовленного работника.

1.3 Обеспечение безопасности и охрана.

Исключительно важными для формирования ОТФ является понимание роли, места, занчения и разницы между терминами “обеспечение безопасности” и “охранная деятельность”. Общее  этих двух терминов состоит в том, что они теряют смысл без указания объекта применения (объекта труда). Охраняемым считается объект, взятый под охрану, согласно плану охраны и дислокации вооруженных и невооруженных постов, а также дислокации технических средств охраны (сигнализацииы дейстивя по тревоге). На физическом обекте, участке местности, акватории достаточно установить профильный СКУД (систему контроля управлением допуска) или систему наблюдения и он может считаться охраняемым, если только планом охраны предусмотрены действия по различным видам тревог силами вооруженных работников (сотрудников, офицеров) группы резерва. Этот тип охраны получил распространение как услуга в частной охранной деятельности как группа быстрого реагирования (ГБР и этому подобные названия).

Если по документам на объекте действий по тревогам (на постах, рабочих местах) не предусмотрено, то объект не является охраняемым, а находится под контролем работодателя для обслуживающего персонала или владельца технических средств. Именно этот способ решения получает широчайшее распространение на современном охранном рынке в силу зарегулированности ВПД Росгвардией и непомерных коммерческих запросов посредников –частных охранных организаций  ЧОО

Обеспечение безопасности (телохранители, детективы, специалисты по рискам и т.п.) – это превентивная функция. ее цель – спрогнозировать и избежать возможных последствий проявления потенциальной угрозы.   Охрана (охранники, работники в области охранной деятельности, инкассаторы, фельдъегери и т.п.) – функция реактивная с задачей противодействия или нейтрализации проявления реальной угрозы.  В организации процесса защиты профильных интересов центральное место всегда отводится цели и задачам обеспечения безопасности, где важнейшей из таковых является охрана указанных объектов.

Охрана по своей сути является действиями по различным видам тревог. Пока охранник (работник) выполняет трудовые функции не связанные с применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия например, наблюдение, обеспечение допуска, данные функции в прямом смысле не являются охранными. Перенос/перевоз груза, проверка документов, допуск, обеспечение порядка въезда/выезда, вноса/выноса – это административные (управленческие) функции. Для их реализации применение оружия не требуется. Оружие, спецсредства, в том числе и прировненная к таковым средствам физическая сила, применяется в порядке и лишь на особых условиях, регламентированных законом. Это означает, что вне зависимости от охраняемого объекта ТФ работника по своим задачам, тактике, технике по сути идентичны и унифицированы, что обусловливает как процесс обучения, так и процедуру НОК. При идентичности практических экзаменов  – стрельба, физическая сила, первая помощь, различными могут быть лишь квалификационные требования теоретические тестовые задания.

 

  1. Отраслевая фрагментация (декомпозиция)

Главной проблемой стандартизации в любой отрасли выступает ее фрагментация. На примере НСБ фрагментация представляет собой деление этой сферы экономической деятельности на стандартизируемые сегменты по признаку охраняемых объектов. Охраняемый объект на практике – это предмет труда работника. Любой объект имеет свое название – больница, школа, банк, магазин, транспортный узел, бензоколонка, обменный пункт, контейнер, транспортное средство, вализы, мешки, ящик и т.д. Утверждая стандарт на охрану объекта государство максимально сужает квалификацию работника, заставляя его сначала изучать часть общего, а затем сдавать экзамены, которые уже юридически разрешают использовать только часть профессионального потенциала работника, вместо того, чтобы сформулировать предельно широкие требования для вида профессиональной деятельности, тем самым сделать квалификацию универсальной, сквозной, пригодной для выполнения указанного множества работ в профильной сфере.

Любая фрагментация НСБ фатально приведет рынок труда к “неокрепостничеству”, которое выразится в том, что квалифицированный «объектовый (например «школа» или “самолет”) работник» при желании работы на ином объекте (например «больница» или “железнодорожный вагон”) должен также иметь квалификацию именно на охрану данного объекта. В трудовом договоре при его подписании ТК РФ обязывает указывать именно квалификацию и трудовые функции. А каждый такой стандарт по сути с идентичными трудовыми функциями, будет обязывать работника иметь отдельную квалификацию на охрану другого объекта, таким образом «закрепощая» его на одной и той же работе. Работнику не воспрещается иметь дюжину квалификаций, но каждая из них стоит его денег…

Фрагментация (в контексте Минтруда РФ – декомпозиция) – это одно из опасных концептуальных заблуждений разработчиков проектов стандартов не только в НСБ. Фрагментация приводит к деформации профессии, так как из всего спектра обучающих программ работник «по закону» получит лишь требуемый стандартом фрагмент.

Фрагментация (декомпозиция) в данном ВПД возможна, но крайне не целесообразна, как и во всей охранной деятельности. Фрагментация (деление сферы экономической деятельности на стандартизируемые сегменты по признаку охраняемых объектов предмета труда (не просто охраняемый объект, а больницы, школы, банки, обменные пункты, вализы, мешки, ящики  соружием и т.д.) ведет к “неокрепостничеству”, которое выражается в том, что работник организации при смене порученного охраняемого объекта должен также иметь квалификацию именно на охрану данного объекта. И каждый такой стандарт с идентичными трудовыми функциями обязывает его иметь отдельную квалификацию на охрану другого объекта). Фрагментация (в контексте Минтруда РФ – декомпозиция) – это одно из опасных концептуальных заблуждений разработчиков проектов стандартов в НСБ.

Утверждение универсальных (базовых, общих, сквозных) по своему содержанию профстандартов способствует искоренению порочной практики фрагментации (декомпозиции) отрасли через искусственно фрагментированные по признаку охраняемых объектов “ВПД”. Данная практика уже находит свое выражение в создании узконаправленных профессиональных стандартов, как в области квалификаций, так и в области национальных стандартов (ГОСТР Р). Всю область экономической деятельности, указанную в реестре Минтруда РФ как № 012 “Обеспечение безопасности” при желании можно фрагментировать до бесконечности, так как принцип фрагментации в силу своей сути гласит: “охраняю все, что вижу”. То есть, вокзалы железнодорожные, автовокзалы, банки, больницы, роддома, институты, университеты, школы, детсады, ясли, стадионы, рестораны пивные, заправки бензиновые, массовые мерприятия и так с вариантами до бесконечности – информацию, автотранспорт, деньги, оружие, жизнь и здоровье, честь и достоинство, частную собственность, дороги и мосты…

И если для охраны каждого из перечисленных объектов выделять “особую” ВПД и формировать профессиональный стандарт для работника, то Минтруда РФ получит примерно 350 – 400 профстандартов такое же количество ГОСТ Р получит Технический комитет ТК 208 “Охранная деятельность” Росстандарта на рассмотрение. Первые подобные “токсичные” примеры этого тезиса уже есть не смотря на очевидность тезиса о том, что упорядочение объектов стандартизации –это  универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия.

Стандарты логически сопрягаются через обязательность выполнения стандарта на услугу (Федеральный закон  №162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”), квалифицированными (Федеральный закон № 238 “О независимой оценке квалификации”) работниками.

  1. Профессиональные стандарты и квалификации в НСБ

Вековая практика в отличие от охранной псевдонауки неоднократно доказала, что охрана, как постовой процесс имеет конкретный технологический набор трудовых функций вне зависимости, какой объект берется под охрану и какой организацией она осуществляется государственной или частной охранной:

  • взятие объекта под охрану (заступление на пост)
  • допуск и (или) наблюдение
  • действия по тревоге

На любом посту все без исключения работники выполняют одни и те же ТФ. Различные постовые требования к работнику, сотруднику или офицеру охраны предъявляет именно специфика охраняемых объектов. Именно эти требования и отражаются разработчиками в профессиональном стандарте и являются предметом актуализации. Вполне справедливо суждение о том, что табель поста (обязанности работника) – это по сути область регулирования ПС, а содержание национального стандарта на услугу (ГОСТ Р)  – это план охраны. Грамотный стандарт ПС или ГОСТ Р, как федеральный нормативный акт не должен являться предметом актуализации, если только он был принят по грубой ошибке. Актуализируются лишь его отдельные положения в зависимости от развития отраслевой специфики или изменения текущего законодательства.

Множественность и бесконечное разнообразие материальных объектов создает иллюзию необходимости создания отдельного (особого) охраняемого процесса, а равно и стандарта для охраны каждой группы объектов  – школ, больниц, банков, транспортных узлов, магазинов, клубов, массовых мероприятий, перевозки грузов, инкассации, и т.п. Это ущербная позиция как в теории, так и на практике, заставляющая работника иметь на рынке множество квалификационных удостоверений, что способствует не только размыванию квалификационных требований и как следствие, деформации профессий, но и появление прецидентов судебных разбирательств по вопросам цели создания и нормотворческого качества декомпозиционных (фрагментированных) стандартов ответственными федеральными структурами со стороны соискателей квалификаций и работников в НСБ при реализации федеральной политики стандартизации в данной области экономической деятельности.

Для оптимизации стандартизации в НСБ предлагается утвердить следующую отраслевую квалификационную формулу 3 (стандарта) Х 12 (квалификаций):

ПС “Охранник” :

  1. “Работник в области частной охранной деятельности”

Должен знать текущее законодательство и согласно инструктажу выполнять свои ТФ без использования оружия и применения физической силы.

Квалификационный уровень – 2.

  1. “Охранник”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи.

Квалификационный уровень – 3.

  1. “Старший охранник”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста обязан руководить группой охранников и выполнять свои личные ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Руководитель охранного подразделения (предприятия)”

Должен знать текущее законодательство, порядок и особенности организации оказания охранных услуг, технологию организации взаимодействия между охранными группами (подразделениями).

Квалификационный уровень – 5.

ПС “Телохранитель”  :

  1. “Телохранитель”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ по обеспечению безопаснотси охраняемого лица с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи пострадавшим.

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Телохранитель – водитель”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи в том числе при обеспечении передвижения охраняемого лица на борту управляемого им автотранспорта.

Квалификационный уровень – 4.

3 “Телохранитель – прикрепленный”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста обязан непосредственно отвечать за безопасность охраняемого лица, руководить группой телохранителей и выполнять свои персональные ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи охраняемому лицу.

Квалификационный уровень – 5.

  1. “Руководитель подразделения личной охраны”

Должен знать текущее законодательство, порядок и особенности организации обеспечения личной безопасности, технологию организации взаимодействия между группами личной охраны и системными подразделениями.

Квалификационный уровень – 6.

ПС “Инкассатор”  :

1.“Инкассатор”

Должен знать текущее законодательство и порядок инкассирования, согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи.

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Инкассатор – водитель”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста выполнять свои ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи в том числе при обеспечении передвижения охраняемого груза на борту управляемого им автотранспорта.

Квалификационный уровень – 4.

  1. “Старший инкассатор”

Должен знать текущее законодательство и согласно табеля поста обязан руководить бригадой инкассаторов и выполнять свои личные ТФ с использованием оружия, спецсредств, физической силы и оказанием первой помощи

Квалификационный уровень – 5.

  1. “Руководитель подразделения инкассации”

Должен знать текущее законодательство, порядок и особенности организации обеспечения процесса инкассирования, технологию организации взаимодействия между бригадами инкассации и системными подразделениями.

Квалификационный уровень – 6.

Данная квалификационная формула (3Х12) проста и понятна и не требует множества разнообразных обучающих программ. При подобном понимании предмета унифицируется и порядок проведения НОК. Появляется возможность проведения сквозного для  НСБ экзамена, при котором сосискатель, сдавая стандартные виды имеет возможность получить квалификацию в зависимости от показанного им результата.

Если по данной методике сравнить ситуацию в других экономических областях, то результат будет представлять театр абсурда. Это не значит, что методика не верна. Это означает, что специалисты не могут оптимизировать актуалтьные ВПД должным образом. Нельзя плодить бесконечные СПК, которые вынуждены генерировать свои неисчисляемые зравым смыслом стандарты, ЦОКи, НОКи, программы и т.д. Нельзя фрагментировать фундаментальные професии во избежание их деформации.

2.1 Особенности ПС “Инкассатор” и спрягаемых с ним ВПД

Согласно  Положению Банка России от 29 января 2018 г. N 630-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации” инкассация – это кассовая операция. Пункт 7.2 данного Положения утверждает, что “Инкассаторские работники в целях самообороны и для обеспечения сохранности наличных денег должны снабжаться служебным оружием в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ “Об оружии”. То есть, кассовый работник, по сути является охранником, так как он вооружен боевым (для Росинкас, Сбербанка и ГЦСС) автоматическим оружием.

А ниже этот же пункт 7.2 утврждает парадоксальную с точки зрения банальной логики позицию, что “Инкассаторские работники, не имеющие служебного оружия, должны осуществлять перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, кассовые работники должны осуществлять перевозку наличных денег с привлечением кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4159; 2017, № 50, ст. 7562) и Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” лиц, имеющих служебное оружие.”

Подобное противоречие в двух строчках регламентирующего документа привело в замешательство всю рабочую группу разработчиков ПС “Инкассатор”, так как согласно федеральному закону № 283 “О независимой оценке квалификации” квалификационное удостоверение выдается после прохождения НОК на соответствие утвержденному ПС. И если для представителей  Росинкас, Сбербанка и ГЦСС таких вопросов не воникло, то для представителя Банка ВТБ и “Ассоциации НДО” данный стандарт оказался неприемлемым.

Разработчик данного документа просто не удосужился уточнить, что “невооруженный инкассатор” – это кассовый работник финансово-кредитной организации. И тогда пункт 7 этого документа приобретает осмысленность.  Нет оружия – не инкассатор, а кассовый работник, которому “охранный ПС” не нужен.

Изначально, разработчик проекта ПС “Инкассатор” ставил целью унифицировать (собрать воедино) как общие для нескольких уже существующих на рынке услуг, так профессий и должностей, ОТФ, так и весь спектр характерных для данного ВПД ТФ и ТД, что позволит унифицировать как квалификационные уровни, так требования к обучению, знанию и умениям как для работников кредитно-финансовых учреждений (инкассаторов), так и работников, организаций, обеспечивающих перевозку особых (охраняемых в обязательном порядке) грузов, в том числе (в необходимом объеме) и частных охранников, привлекаемых для охраны грузов при их траспортировке. Это уникальная практика, которая может быть инмплементирована в других областях экономической деятельности. Однако, рабочая группа, сформированная из представителей Росинкаса, ПАО Сбербанк РФ, ПАО ВТБ Банка, ГУП «Ведомственная охрана  железнодорожного транспорта Российской Федерации», Ассоциации “НДО”оказалась не готова к восприятию реальности в подобном объеме. Примечательно, что представители ГЦСС и ФГУП “Охрана” Росгвардии России отказались принимать участие в разработке данного стандарта, сославшись на его не профильных характер для данных организаций.

3.1.1 Перевозка охраняемых грузов

Перевозкой является ВПД, порядок осуществления которой регулируется нормами ГК РФ о договоре перевозки, транспортными уставами и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозки грузов. Собственно, перевозка наличных денег не может быть отнесена к банковской операции и не требует лицензии Банка России, ее могут осуществлять как кредитные организации, так и организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов . Более того, сами клиенты кредитных организаций, получающие наличные деньги в кредитных организациях, могут осуществлять транспортировку наличных денег собственными силами. Аналогичная позиция распространена на осуществление перевозки, например, драгоценных металлов, камней и иных ТМЦ, а также наркотических, психотропных препаратов, изделий военной промышленности, предметов искусства и прочих грузов.

Отсюда  вытекает логика интегрированной модели профессионального стандарат “Инкассатор”, которая описывает по сути идентичные ТФ и ОТФ, которые используются для охраны и обеспечения безопасности различных предметов, объектов, грузов как при инкассировании, так и при их транспортировке.

Точно так же, перевозка любых охраняемых грузов ГЦСС, ГУП РЖД, ФГУП “Охрана” Росгвардии и им подобным организациям и ведомствам. По сути охрану грузов осуществляют те же самые охранники. Специфика заключается в условиях труда (перевозке железнодорожным, автомобильным. Авиацинным или морским видом транспорта). Но ТФ остаются теми же самыми, к которым вполне применима имеющася в распоряжении СПК НСБ система НОК.

3.1.2 Фельдъегерская служба

Фельдъегерь – это правительственный курьер, которому поручено доставлять важнейшие государственные документы. В число основных задач, возложенных на ГФС России, входят:

  • доставка корреспонденции Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и её субъектов, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов военного управления, администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, в административные центры субъектов РФ и обратно;
  • доставка за рубеж корреспонденции, технической документации, образцов промышленных изделий по решениям Правительства РФ; доставка корреспонденции глав государств и глав правительств, органов государственной власти государств СНГ;
  • доставка корреспонденции рабочих органов СНГ, расположенных на территории Российской Федерации.

В настоящее время срочная корреспонденция из Москвы доставляется в 62 административных центра Российской Федерации на следующий день после её вручения ГФС России (из них к 10:00 — в 26 административных центров, к 15:00 — в 32 административных центра, до 18:00 — в 11 административных центров), в 19 — на второй, в 3 — на третий день. Фельдъегери осуществляют доставку корреспонденции по 112 постоянно действующим маршрутам: 60 авиационным, 36 железнодорожным и 16 автомобильным. Ежесуточно в самолётах и поездах находится около 300 сотрудников службы.

Показательно, что “Нормами обеспечения типами и моделями ручного стрелкового оружия…” являющимися частью Постановления Правительства № 460 от 22.04.1997 года “ О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием” для ФГУП ГЦСС предусмотрены должности “фельдъегерь” и “водитель- фельдегерь” с вооруженим от пистолета ПСМ и АПС до 5,45 автомата Калашникова.

Специально рассмотренный ВПД “Фельдъегерь” по своим ТФ ничем не отличается от вышеприведенных ТФ “Инкассатор”. Разные грузы (объекты) требуют  от работников одних и тех же ТФ, навыков и умений. Отличается лишь порядок приема объекта под охрану и его сдачи. Фундаментальные ТФ, особенно действия по тревоге остаются неизменными, что позволяет использовать при проведении НОК по сути одни и те же оценочные средства.

Стремление ответственного разработчика объединить однородные ОТФ в один универсальный стандарт не нашли поддержки у экспертов НИИ Минтруда России.  Поэтому ПС “Инкассатор” представленный для согласования в Минтруда России 9 января 2019 года представляет собой базовую версию для межведомственного согласования.

Количество потенциальных соискателей квалификаций по потенциально рассматриваемому универсальному ПС “Инкассатор” (должности “Инкассатор”, “Фельдъегерь”,  ”Охранник-перевозчик груза”) может составлять до 320 000 работников.

3. НОК в НСБ

РГ СПК НСБ по организации и проведению НОК обладает более чем 20-ти летним опытом проведения подобных процедур, так как с 1997 года ее состемообразующая организация  – Национальная ассоциация телохранителей ( НАСТ) России разработала и внедрила на рынке собственные стандарты обучения, квалификации и рыночных отношений, а с 2000 года проводила профессиональные аудиты групп телохранителей.

С учетом стратегии развития отраслевой квалификационной формулы 3 стандарта и 12 квалификаций (далее – ОКФ 3Х12), СПК НСБ создает один централизованный ЦОК. Для проведения НОК на территории страны создаются региональные представительства с которыми заключаются соответствующие договоры на организацию и проведение НОК по единым правилам. Список региональных представительств ЦОК СПК НСБ по федеральным округам – https://www.spk-nsb.ru/region/

Разработанные РГ СПК НСБ оценочные средства составляют профессиональный экзамен, котрорый делится на теоретическую и практическую часть. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытыми ответами, на установление соответствия, на установление должной последовательности предлагаемых действий, на знание правовых основ охранной деятельности, который находится на сайте НАРК.Для проведения практического этапа используются три задания  (вводные задачи) на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных условиях :

  • Выполнение двух упражнений по стрельбе из гражданского оружия (пистолет “Иж-71”)
  • Демонстрация защитных приемов ближнего боя
  • Оказание первой помощи пострадавшему

Все технические требованияпаспорта КОС основаны на практике работы и сбранных статистических данных. В основу систему оценки квалификационного экзамена заложены следующие принципы :

– “время–качество” – принцип требующий выполнения вводных задач в определенное время и с требуемым качеством;

–  “трех ошибок” – при выполнении всего объема вводных задач на каждом этапе соискатель имеет возможность допустимо ошибиться не более, чем трижды. Четвертая ошибка лишает соискателя соответствия установленным требованиям.

– “необходимой достаточности” – количество суммарных ошибок на экзамене лимитировано системой подсчета результата. Для успешного прохождения сессии соискатель должен набрать установленное количество баллов.

Особенностью любой услуги по вооруженной охране любого объекта является использование (применение) оружия, предусмотренное профильным правовым полем при возникновении условий, требующих действий по боевой тревоге.

Физическая сила, право применения которой также регламентируется нормативными документами, является оружием, если ее применение предусмотрено табелем поста работника (сотрудника, офицера охраны). Рутинное выполнение своих ТФ охранником или телохранителем требует иных, навыков которые проверяются (подтверждаются) на теоретических экзаменах. Практические экзамены – это решение вводных задач охранника в условиях действия по различным видам тревог.

Таким образом, для прохождения НОК, соискателю квалификаций в охранной области необходимо продемонстрировать требуемое  для ее подтверждения количество практических экзаменов по применению оружия. Для подтверждения квалификации работника по ТД не связанных с применением оружия достаточно теоретического экзамена (тестового задания) с учетом специфики требуемой компетенции. Для работников в сфере частной охранной деятельности (охранников), ст. 16 Закона “О ЧОД” обязывает работника обеспечить пострадавшим первую помощь. Таким образом, практический экзамен по данной дисциплине должен быть обязателен для соискателя любой охраной квалификации (компетенции).

        Работник в охранной деятельности обязан пройти НОК в полном соответствии со разрешенным законом ему “О ЧОД” спектром действий вне зависимости от того, на каком рабочем месте он в настоящем месте работает или собирается работать. Каким бы охранным ПС не требовалась НОК, практические экзамены для соискателей постовых квалификаций будут одними и теми же, но с разными уровнями технических требований при идентичных оценочных средствах.

РГ СПК НСБ по организации и проведению НОК разрабатывает для утверждает НАРК принципа “сквозной сессии НОК”. Такая сессия НОК дает возможность соискателю получить квалификацию в соответствии с показанными результатами экзамена. Заявившись на более высокую по требованиям квалификацию и не выдержав требования именно к ней, соискатель получает рекомендацию, в которой ему предлагается в рекомендации получить квалификацию, соответствующую показанным им результатам. В качестве иллюстрации идеи “сквозной НОК” :

Из 20 заявленных соискателей на квалификацию “телохранитель-прикрепленный” по результатам проведенного в один день экзамена исходя из набранных баллов :

на квалификацию “телохранитель-прикрепленный” сдали 3 человека;

на квалификацию “телохранитель” сдали 2 человека;

на квалификацию “охранник” сдали 6 человек;

на квалификацию “работник в области частной охранной деятельности” сдали 4 человека.

Таким образом, отсев при проведении целевой сессии на данную квалификацию составил бы 85 % а при возможности “сквозной НОК” отсев практически исключен, так как для квалификации “работник в области частной охранной деятельности” 2 квалификационного уровня соискателю достаточно набрать оптимальное количество баллы только по теоретическому тесту. Таким образом, эффективность НОК повышается и для соискателей (беспроигрышный вариант) и для организаторов, так как оценочные срества унифицированы и не требуют “перенастройки”.

Такую возможность унифицировать НОК для трех стандартов в НСБ дает исключительно предлагаемая ОКФ 3Х12. Все требованя и для упражнений по стрельбе, заданйи по первой помощи и демонстрации приемов физической силы (рукопашный бой) готовы и в настоящее время набирают статистическую базу для коррекции. На начало 2020 года система организации и проведения НОК в СПК НСБ практически готова. В течении трех лет проведены три тестовые сессии для квалификаций “Телохранитель” в различных российских регионах (г.Пенза, г.Симферополь, г.Россошь).

  1. Отраслевая стандартизация и закон “О частной охранной деятельности”

Законодательный акт, который адекватно отражает реальность помогает развиваться, однако, если таковой не резонирует с реальностью, то он ее разрушает. Почти тридцатилетний действующий Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 “О ЧОД” объективно является архаичным. По мнению всех ведущих экспертов этот нормативный акт нуждается в обновлении, в имеющихся проектах охранники и детективы получают раздельные правовые поля.

Однако, ни один из известных СПК НСБ проектов не отвечает на два принципиальных вопроса: имеют ли право структуры с участием государтства оказывать коммерческие услуги и должны ли работники, оказывающие охранные услуги  быть квалифицированными. Если с первым принципом должно определиться высшее руководство страны и сформулировать эти условия, то второй принцип очевиден, соответствует здравому смыслу и должен быть законодательно закреплен в тексте любого профильного закона.

Так как в основе закона “О ЧОД” заложены именно охранные (вооруженные постовые) услуги, то  в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечень этих услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ.  Это сфера ТК 208 “Охранная деятельность” Росстандарта. При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Основным гарантом данных условий может служить обязательство для исполнителя услуги предоставить квалифицированных работников.     На поставленный потребителем услуги или работодателем вопрос о наличии квалификации у любых работников при выполнении работ или исполнении услуг в рыночных условиях ответ “нет” будет означать, что потенциальный работник или исполнитель останется без контракта .

Следовательно, разработчикам стандартов категории ПС и ГОСТ Р необходимо обеспечить сопрягаемость услуг и квалификаций (компетенций). То есть, кто разрабатывает стандарт на услуги, тот должен разрабатывать и ПС на квалификации работников, выполняющих эти услуги. Так, СПК № 001 в области сварки в полном составе образует одноименный ТК 346 в Росстандарте. ТК 208 “Охранная деятельность” составляют члены СПК НСБ и СПК Антитеррор. В настоящее время инициатива СПК НСБ сталкивается с неприятием данного подхода со стороны руководства ТК 208 “Охранная деятельность” и вопрос уже находится в стадии досудебного разбирательства.

В тексте законопроекта “О ЧОД” в обязательном порядке должны быть закреплены положения о том, что услуги оказываются в соответствии с принятыми Программой национальной стандартизации (далее –ПНС) национальными (ГОСТ Р) стандартами, охранники и работники дожны быть квалифицированы для выполнения данных услуг в полном соответствии и сопряжении с требованиями уже действующих Федеральных законов  №162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” и № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”.

Пока не установлена отраслевая квалификационная формула (СПК НСБ, НСПК, Минтруда России) и не определены виды охранных услуг (ТК 208 “Охранная деятельность”, Росстандарт), никакой законопроект не будет эффективным, так как без законодательного закрепления сопряжения услуг и квалификации исполняющих эти услуги работников, должных эффективности от трудовых договоров и контрактов, гарантирующих качество выполнения охранных услуг добиться невозможно.

Закон “О ЧОД” должен будет предусмотреть трехлетний переходный период к отраслевому квалифицированному труду, после чего неквалифицированные работники к оказанию услуг допускаться не будут. Согласно вышеизложенному, в законе должна быть норма, указывающая на то, что охранные услуги, оказываемые за счет средств из госбюджета выполняются исключительно квалифицированными работниками.

        Исключительно важно избежать на законодательном уровне и наметившуюся у отдельных “экспертов” устойчивую тенденцию к дефрагментации охранных услуг и  квалификаций иначе, работники получают полное право обратиться в суд по защите их конституционных прав. Отдельное положение закона, которое должно быть прописано в связи с появлением квалифицированных работников на рынке частной охраны – четко прописанные нормы контроля (проверки) со стороны ГУ УЛРР и ГК Росгвардии России, которое контролирует соблюдение лицензионных требований и вырабатывает государственную политику в данной области.

Данный документ представляет концепцию опережающей отраслевой стандартизации от СПК НСБ с учетом действующего законодательства и общественно-экономических факторов развития рыночных отношений, которая может служить для экспертного сравнения с позицией специалистов ГУ УЛРР и ГК Росгвардии России по данному вопросу, если таковая существует в письменном виде.

 

Руководитель РГ СПК НСБ по организации и проведению НОК  Дмитрий Н. Фонарев