Стандарты телохранителей для губернаторов
“По действующему законодательству губернаторы не входят в список лиц, безопасность которых обеспечивают сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО. Губернаторы с начала спецоперации в 2022 г. стали больше тратить на обеспечение своей безопасности: в 2021 г. затраты из региональных бюджетов составили суммарно 59,7 млн руб., а в 2022 г. – уже 91,6 млн руб. Кроме того, большее количество глав регионов вообще задумались о возможности найма телохранителей: в 2021 г. региональные администрации на сайте госзакупок опубликовали 8 тендеров для обеспечения безопасности губернаторов, а в 2022 г. – 13.”
Закупка услуги телохранителей для нужд руководителей высших исполнительных органов государственной власти – субъектов Российской Федерации проводятся по Закону № 44-ФЗ. Работы и услуги телохранителей регламентируются национальным стандартом ГОСТ Р “Услуга (работа) телохранителя” и сопрягаемым с ним профессиональным стандартом “Телохранитель”.
![]()
Газета “Ведомости” взяла интервью у Председателя СПК НСБ по вопросу о закупке охранных услуг телохранителей для губернаторов.
Профильная статистика 1.0 :
- Утром 28 апреля 2002 года губернатор Красноярского края Александр Лебедь летел на вертолёте Ми-8 в район Ойского озера на “презентацию” горнолыжной трассы. На борту находилось ещё 19 человек: чиновники, охрана и журналисты. В 10:15 утра в Ермаковском районе Красноярского края недалеко от Буйбинского перевала, не долетев до посадочной площадки у озера 1800 метров, его вертолёт рухнул с высоты, ещё в воздухе начав разваливаться на части.
- Первое в истории современной России известное покушение на главу региона произошло 18 октября 2002 года. Тогда на Новом Арбате в Москве был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Наемный киллер расстрелял чиновника, когда тот вышел из машины.
- 9 мая 2004 взрыв прогремел на стадионе «Динамо» в Грозном, где проходили торжества по случаю Дня Победы. В результате теракта был смертельно ранен глава Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров, он скончался по дороге в больницу.
- 7 августа 2005 года, губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов ехал с супругой Галиной на праздничные мероприятия в честь 70-летия космонавта Германа Титова, его автомобиль попал в смертельную аварию на Чуйском тракте. В результате сам Евдокимов, охранник и водитель погибли на месте, выжила только жена, получив тяжёлые травмы.
- В 2009 году состоялось покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. 22 июня на трассе недалеко от Назрани рядом с автомобилем главы региона взорвалась машина, груженая 70 кг взрывчатки. Евкуров получил серьезные ранения, но выжил и позже полностью восстановился.
- Ночью 16 ноября 2016 года был подожжен дом главы Волгоградской области Андрея Бочарова, где он ночевал со своей семьей. Выяснилось, что исполнителями покушения были члены волгоградской ОПГ, а заказчиком — местный предприниматель Владимир Зубков. Губернатор не пострадал.
- В 2022 году боевым отравляющим веществом был поражен глава Херсонской области Владимир Сальдо. По его словам, он несколько дней «находился между небом и землей», но выжил и продолжил свою работу. В июне 2023 года на него было совершено еще одно покушение с помощью десятка высокоточных снарядов M982 Excalibur. Сальдо не пострадал.
- Губернатор Мурманской области Андрей Чибис 4 апреля 2024 года подвергся нападению в городе Апатиты. Его ранили ножом. Нападение на Чибиса произошло после встречи с жителями Апатитов. Губернатор выходил из местного ДК «Строитель», когда к нему подбежал неизвестный и ударил ножом в живот. Нападавшего задержал сотрудник Росгвардии, который находился на мероприятии для охраны правопорядка. Офицер был направлен на встречу с жителями по заявке мурманского регионального УМВД, а не по заявке главы региона. Чибис смог самостоятельно добраться до машины, после чего его экстренно госпитализировали.
В 2016 году в войска вошло подконтрольное теперь Росгвардии) федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», обеспечивающее том числе на коммерческой основе военизированную охрану органов государственной власти , организаций и предприятий, а также сопровождение грузов и пультовую охрану. В 2018 году Госдума приняла закон, согласно которому полномочия по обеспечению безопасности губернаторов получила Росгвардия. “Если глава государства посчитает нужным, он даст поручение Росгвардии, которая встанет на охрану руководителя региона», – разъясняла в 2018 году «Парламентская газета». Также уточнялось, что решение об охране первого лица субъекта РФ может быть принято на основании оперативной информации, например, если силовые ведомства посчитают, что главе региона угрожает опасность. Оплачивать услуги по обеспечению безопасности главы, по этому закону, должны из бюджета региона.

“Губернаторы из ФСО” или история о том, как все не так просто с губернаторством в России. По словам депутата Госдумы Николая Коломийцева, за границу выехали один бывший премьер, 11 первых вице-премьеров, и 28 губернаторов. Обнаружить следы губернаторов – экспатов достаточно сложно, но чтобы исключить естественную утечку госсекретов за рубеж, необходимо отрегулировать этот вопрос законодательно.
Профильная статистика 2.0 :
1996 года в России были возбуждены уголовные дела в отношении 37 глав регионов, из них 20 – действующие губернаторы. Признаны виновными 19 человек: 13 получили реальные сроки заключения, шесть – условные. Среди них : бывшие главы республик Марий Эл -Леонид Маркелов, Коми – Вячеслав Гайзер и его предшественник – Владимир Торлопов, бывшие главы Удмуртии – Александр Соловьев, губернатор Кировской области -Никита Белых, губернатор Сахалинской области – Александр Хорошавин, Новосибирской области – Василий Юрченко, Ивановской области – Павел Коньков, Еврейской автономной области – Александр Винников, Карелии – Андрей Нелидов, Тульской области – Вячеслав Дудка, Брянской области – Николай Денин, Ненецкий автономный округ – Алексей Баринов, Челябинская область – Михаил Юревича ( находится в Лондоне).
- 9 июля 2020 года в Хабаровске сотрудники Следственного комитета и ФСБ России задержали губернатора Хабаровского края Сергея Фургала по подозрению в организации убийств и покушения на убийство. На следующий день Басманный суд Москвы арестовал его.10 февраля 2023 года Люберецкий городской суд Московской области приговорил Сергея Фургала к 22 годам колонии строгого режима за убийства и покушение на убийство.
- 18 ноября 2020 года в поселке Архангельское Московской области задержан Михаил Мень, бывший министр строительства и ЖКХ РФ и экс-губернатор Ивановской области. На момент задержания Мень был аудитором Счётной палаты России, но 2 июня 2021 года был освобождён от должности. Его обвинили в растрате в особо крупном размере.
- 1 марта 2021 года в Пензе по подозрению в получении взяток был задержан губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. Также в деле фигурировали экс-сенатор Борис Шпигель и его супруга.
- 12 декабря 2024 года Басманный суд Москвы арестовал бывшего губернатора Рязанской области Николая Любимова по делу о взятке. Ему инкриминируется получение взятки за покровительство и попустительство по службе.
- 15 апреля 2025 года были задержаны экс-губернатор Курской области Алексей Смирнов и его бывший заместитель Алексей Дедов. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, связанное с хищением бюджетных средств, выделенных для строительства фортификационных сооружений на границе с Украиной. По версии следствия, Смирнов и Дедов руководили группой, хищение привело к ущербу бюджету Курской области более 1 млрд рублей. 7 июля 2025 года при странных обстоятельствах покончил собой охраняемый Министр Транспорта России, экс-губернатор Курской области Роман Старовойт, который судя по всему, заранее знал о том, что показания на него дал его бывший первый зам в руководстве Курской областью Алексей Смирнов, ранее арестованный по делу о махинациях при строительстве оборонительных сооружений.
Оправданные и переизбранные
Леониду Короткову, возглавлявшему Амурскую область, Александру Тишанину — экс-губернатору Иркутской области, и бывшему главе Камчатской области Михаилу Машковцеву удалось оправдаться в ходе расследований и судебных слушаний.
Роль и место института губернаторов в государственном устройстве Российской Федерации.
Совокупность федеральной исполнительной власти отражена в составе Государственного Совета Российской Федерации, где за губернаторами, как за высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, закреплены определенные направления государственного развития. Утвердилась практика совместных заседаний президиума Государственного Совета и Совета Безопасности Российской Федерации. Госсовет выполняет свои функции через Комиссии, возглавляемые губернаторами. С декабря 2025 года СПК НСБ входит в рабочую группу Госсовета по направлению “Кадры”. В рамках разработанной СПК НСБ Концепции обеспечения безопасности федеральной критической инфраструктуры (Концепция ФКИ) институт губернаторов рассматривается как обеспечение личной безопасности охраняемых по указанию Президента Российской Федерации лиц. Система охранных стандартов разработана СПК НСБ в обеспечение реализации Концепции ФКИ, в том числе и с сфере противодействия беспилотным аппаратам.
Губернаторы — это ключевые элементы вертикали власти. Их критическая роль проявляется в трех аспектах:
- как гарантов территориальной целостности (особенно в стратегических регионах),
- как ответственных за социальную стабильность на местах (что напрямую влияет на легитимность федеральной власти),
- как менеджеров экономических активов (ресурсные регионы — это кровь экономики).
Значимость губернаторов усиливается в кризисах (пандемия, мобилизация), когда федеральный центр делегирует им чрезвычайные полномочия. Формально они находятся на уровень ниже федеральных министров. Однако их реальное влияние часто сопоставимо.
Ключевые аргументы для включения губернаторов в список федеральных носителей критического управляющего ресурса :
Аргумент территориальной целостности и управляемости:
-
Критическая ответственность за «вертикаль на местах»: Губернатор — конечное звено, от которого зависит реализация всех федеральных решений в регионе. Его саботаж или некомпетентность могут «обнулить» указы Президента и постановления Правительства.
-
«Предохранительный клапан» социальной стабильности: Губернатор — главное лицо, ответственное за снятие социальной напряженности (ЖКХ, зарплаты, цены). Его провал ведет к прямым политическим рискам для федерального центра.
2. Аргумент экономической критичности:
-
Контроль над стратегическими активами: Главы ресурсных регионов (ЯНАО, ХМАО, Красноярский край, Якутия) де-факто управляют основной частью нефтегазового, алмазного, никелевого и другого сырьевого экспорта, формирующего бюджет страны.
-
Ключевые логистические и инфраструктурные узлы: Губернаторы портовых регионов (Ленинградская обл., Приморский край), транспортных хабов (Москва, Московская обл.) или промышленных кластеров (Татарстан, Свердловская обл.) управляют «кровеносной системой» экономики.
3. Аргумент кризисного управления и безопасности:
-
Полномочия в режиме ЧС/ЧП: При возникновении катастроф, эпидемий или военной угрозы (как в приграничных регионах) губернатор получает исключительные права по мобилизации ресурсов, введению ограничений и координации силовых структур на своей территории.
-
Вопросы национальной безопасности: Для приграничных регионов (Калининград, Крым, Дальний Восток, южные регионы) губернатор становится ключевым звеном в обеспечении безопасности, взаимодействуя с военными и ФСБ.
4. Аргумент политической легитимности и обратной связи:
-
Канал обратной связи с населением: Губернатор — главный «датчик» настроений в регионе для федерального центра. Искажение или блокировка этой информации создает стратегические риски (эффект «сломанного телефона»).
-
Электоральный ресурс: Способность губернатора «обеспечить» нужную явку и результат голосования на выборах любого уровня остается критически важным политическим ресурсом в существующей системе.
Ключевые критерии для включения губернаторов в список федеральных носителей критического управляющего ресурса :
-
Критерий №1: Стратегический экономический вес.
-
Регионы-доноры с объемом ВРП, сравнимым с малыми странами (Москва, Тюменская обл., Татарстан, Красноярский край и т.д.).
-
Моноресурсные регионы, остановка которых парализует отрасль (ЯНАО, ХМАО — нефть/газ; Кемеровская обл. — уголь; Норильск — металлы).
-
-
Критерий №2: Геополитическое и оборонное значение.
-
Приграничные регионы с напряженной обстановкой (Крым, Белгородская, Ростовская обл., Дальневосточные субъекты).
-
Регионы с ключевыми военными и логистическими инфраструктурами (Калининградская обл., Севастополь, Приморский край).
-
-
Критерий №3: Демографический и инфраструктурный масштаб.
-
Крупнейшие агломерации (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл.), где сосредоточено более 20% населения и финансов страны. Социальный взрыв здесь неприемлем для системы.
-
-
Критерий №4: Историко-политический статус.
-
Национальные республики с особым правовым статусом и традициями суверенитета (Татарстан, Чечня, Башкортостан). Их лидеры обладают повышенным весом в вопросах межнациональных отношений.
-
Защита этих людей всегда сопряжена сочетанием физической (личной) безопасности, информационной защиты и правовых механизмов. Защита 75-95 человек в государстве — это не только их личная безопасность, а защита функциональности самих государственных институтов, которые они представляют. Для каждой должности должны быть законодательно утвержденные 2-3 преемника, которые автоматически вступают в права и получают тот же уровень защиты при наступлении ЧП. Даже верхняя оценка в 1.5 трлн рублей (4.5% бюджета) на охрану физических лиц с точки зрения государства является оправданной страховкой за бесперебойность работы и физическую безопасность всего управляющего ядра страны. Вопрос всегда упирается не в абсолютные цифры, а в эффективность расходов и минимизацию коррупционных рисков при закупках уникального спецоборудования и услуг.
Губернаторы – это действующие государственные чиновники отвечающие перед Президентом страны за должное функционирование субъектов Федерации. Поэтому вопрос обеспечения их личной безопасности (а не охраны) – это задача государственная. Согласно ГОСТ Р “Услуга (работа) телохранителя” такая охрана называется “персональная” (а не личная) и согласия /не согласия должностного лица, занимающего руководящую должность , которая по закону (Решение Президента Российской Федерации) обязана быть охраняемой, не требуется. В обоснование выделения Управления по государственной защите руководителей субъектов Федерации ФСО России по Решению Президента Российской Федерации должен быть заложен принцип обеспечения единства ответственности губернаторов за исполнение планов государственного развития для обеспечения которого должность губернатора как персоны, обладающей допуском к материалам, содержащим государственную тайну, является охраняемой государством.
Если Президенту требуется контроль за субъектами Федерации, он обязан установить контроль за избранным законным путем руководителем каждого из них.

Как ответственный разработчик федеральной системы охранных стандартов, составитель учебных программ для соискателей охранных квалификаций, ответственный за формирование оценочных средств и экзаменационных нормативов профессионального экзамена, СПК НСБ проводит консультации по данным вопросам для заинтересованных юридических и физических лиц.