Охранные стандарты и СВО

Охранные стандарты и СВО

Охранные стандарты и СВО

На каждой освобожденной в  ходе СВО территории начинает действовать российское законодательство. Для обеспечения должного функционирования, восстановления и развития новых территорий основной законодательной базой является трудовое законодательство, включающее в себя ТК РФ и Национальную систему квалификаций (НСК) . В рамках действующего законодательства бывшие воины имеют право оказывать востребованные мирной жизнью охранные услуги и организовывать свои охранные организации.

СПК НСБ единственный из состава НСПК, чья профильная деятельность связана с охранными стандартами. Объем работников охранных квалификаций с учетом статуса и особенностей периода “пост СВО”,  составляет до миллиона работников.  Охранные стандарты являются характеристикой квалификаций для специалистов (работников), чьи трудовые функции связаны с использованием оружия, спецсредств и применением защитных приемов физической силы. В 2022 году Совет завершил разработку триады охранных стандартов и выделенных на ее основе 12 охранных квалификаций. В настоящее время Совет ведет работу над оформлением пакета документов для согласования данной  квалификационной системы с коллегами по НСПК. Эта система устанавливает предусмотренный действующим законодательством порядок оборота трудовых договоров на охранные услуги.

Сложившаяся практика работы Советов, входящих в  НСПК показывает, что вопросы обеспечения безопасности и охраны существует практически в любом отраслевом Совете (регистрируемые в  профильной сфере экономической деятельности) . В компетенции  Советов входят области квалификации работников имеющих рабочие места, которые классифицируются как места  массового посещения людей или производственных, логистических площадей, подлежащих охране. Именно эти объекты имеют паспорта антитеррористической защищенности и разделены на категории.  К ним относятся прежде всего, объекты ТЭК, производственные предприятия любого профиля, заводы, банки, школы, спортивные сооружения, больницы, городская и транспортная инфраструктура, спортивные сооружения и многие другие объекты и процессы, которые для обеспечения своих задач требуют введения режима допуска и обеспечения как внутреннего, так и общественного порядка.

Ряд Советов имеет  утвержденные профильные стандарты  или проекты ПС, предметом туда которых является обеспечение установленного порядка на объектах экономической инфраструктуры. Это ПС “Специалист ведомственной охраны объектов нефтегазовой отрасли” разработанный СПК в нефтегазовом комплексе и ПС “Контролер-распорядитель” разработанный СПК в сфере физической культуры и спорта”, ПС “Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации” от СПК воздушного транспорта.

Ряд проектов существует и в СПК, связанных с транспортом, в частности с метрополитеном. Общей проблемой создания разнонаправленных ПС является их сопряжение по уровням квалификации и фрагментация по предмету труда. Идентичные трудовые функции не могут иметь разные квалификационные уровни, точно также как и условия переквалификации работника при смене объекта труда, но сохраняющая его трудовые функции, нарушают право гражданина на свободный труд. Например, ТФ по охране станций метрополитена ( невооруженная) требует от работника  тех же самых навыков и умений параметры как и охрана школ или больниц или объекта ТЭК.

Но при наличии у работника одной квалификации ( например, по охране объектов ТЭК) для того, чтобы он смог охранять  аэропорт, станцию метро, причал или спортивную арену, ему требуется возмездно пройти еще одну НОК и получить еще одну квалификацию. Подобная ситуация со стороны государства не только нарушает ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей право на свободный труд,  но и имеет признаки навязываемой услуги.

Чтобы избежать этой коллизии СПК НСБ разработал систему охранных квалификаций, которая нивелирует вышеуказанные противоречия. В первом квартале 2023 года Совет предложит коллегам по НСПК совместно обсудить, актуализировать, утвердить и  использовать не только наименования квалификаций, но и квалификационные требования к ним.

Для организации охранной НОК на федеральном уровне вполне логичным с точки зрения СПК НСБ будет делегирование полномочий охранного ЦОК единой организации, которая имеет достаточный потенциал для организации и проведения НОК не только на территории России, но и присоединенных в результате СВО территориях. Единая система охранных квалификаций (СОК) позволить кадровым подразделениям любой организации заключать трудовые договора в кратчайшее время, в соответствии с ТК РФ т главное, без дополнительной переквалификации работников.

В настоящее время СПК НСБ с обновленным руководством работает над актуализацией ПС “Охранник” и ПС “Инкассатор”, что обусловлено проведением СВО и новой концепцией роли и места частной охраны в обеспечении обороноспособности страны.

В частности, Совет предполагает, что участники СВО  при наличии документов, подтверждающих данный социальный статус, будут освобождены от сдачи практического экзамена НОК по охранной квалификации, предусматривающей использование оружия, спецсредств и применения защитных приемов физической силы.