Замечания 2.0 по проекту квалификации “Работник по обеспечению безопасности”

Замечания 2.0 по проекту квалификации “Работник по обеспечению безопасности”

Замечания 2.0 по проекту квалификации “Работник по обеспечению безопасности”

 

В соответствии с порядком утверждения проектов квалификаций (приказ Минтруда России от 12.12.2016 года  № 726) через НАРК в адрес разработчика в срок до 14 октября 2021 года поступают замечания от членов НСПК на проект квалификации «Работник в области безопасности», которые мы обязаны рассмотреть и принять решение к действию. Срок окончания представления замечаний – пятница, 15 октября 2021 года.

11 октября в адрес разработчика поступили 2 материала по предложениям и замечаниям от СПК СТС и СПК Антитеррор

 

Скачать (DOCX, 13KB)

 

позиция СПК НСБ 

Самозанятым может стать любой гражданин в возрасте от 18 лет, если  он/она не является ИП. Стать самозанятым в 14-18 лет могут :

  • вступивший в брак и ставший вследствии этого дееспособным;
  • родители или попечители дали письменное согласие на это;
  • суд или органы опеки признали его полностью дееспособным в установленном порядке.

Предложенный разаботчиком документ полностью удовлетворяет это требование для граждан в среднем с 15-16 лет с условием отсутствия ограничений для данной категории лиц. Предложение коллег о дополнении списка документом, подтверждающим профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих или программе переподготовки рабочих, служащих не является осуществимым по причине невозможности подобного обучения в принципе. Разработка любых программ обучения не имеет смысла, так как компетенция работника определяется работодателем при заключении трудового договора. При этом, “самозанятый работник” не является ни должностью, ни профессией. Предмет труда работника по обеспечению безопасности – априори неопределяемое множество как объектов, так и задач устанавливаемых для работника исключительно работодателем, так как услуги, работы по данной форме трудовых договоров (ст. 57 ТК РФ) оказываются в натуральной (обоюдоприемлемой) форме (аналог мирового принципа “as agreed” – как договорились).

Справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход необходима НСК для ограничения сферы применения работником данной квалификации исключительно сферой обеспечения безопасности, которая указывается при регистрации. Утверждая квалификационное удостоверение, СПК НСБ обязано получить подтверждение, о необходимости соискателя в данной квалификации. С подобной квалификацией работник не сможет заключать договора на выполнение иных работ или услуг, кроме обеспечения безопасности.

 

позиция СПК НСБ 

Из общего анализа замечаний следует, что всеми без исключения лицами, подписавшим данные документы, были проигнорированы факты того,  что :

  • В Российской Федерации нет ни одного квалифицированного охранника или специалиста по безопасности;
  • Частная охранная деятельность не имеющая утвержденных квалификаций осуществляется вне правового поля, предусмотренного трудовым законодательством;
  • госуслуги и госзакупки охранных услуг осуществляются с нарушением профильных НПА, следствие чего проявляется в человеческих трагедиях;
  • любой ПС является федеральной собственностью, а не принадлежит ответственному разработчику или отдельному Совету;
  • для граждан, оказывающих услуги по обеспечению безопасности «никаких дополнительных требований или ограничений в целях применения указанного специального налогового режима по виду деятельности «обеспечение безопасности» в действующем законодательстве не предусмотрено» (Приложение № 9 к пакету документов – Письмо Минфина России зам. Председателя СПК НСБ Фонареву Д.Н. от 18.05.2021 года) ;
  • обеспечение безопасности как вид деятельности для физических лиц в режиме НПД не требует лицензирования, и не имеет никакого отношения к лицензируемой государством частной охранной деятельности исключительно для юридических лиц. Этот положение регулируется разграничением сфер ответственности уполномоченных ФОИВ. Для самозанятых – это Минсоцразвития и Минфин России. Для частной охраны уполномоченным ФОИВ является Росгвардия;
  • вид деятельности «обеспечение безопасности», являясь услугой работника в натуральном виде не имеет никакого отношения к профилю антитеррористической защищенности объектов (территорий) а равно мероприятиям и работам, ведущимся в сфере компетенции СПК Антитеррор. Уполномоченный ФОИВ в области антитеррора  – ФСБ России;
  • квалификация «Работник по обеспечению безопасности» без замечаний прошла требуемое общественно-профессиональное обсуждение со всеми крупными государственными корпорациями и ведущими российскими объединениями работодателей – РСПП, ТПП и МКПП. Коллеги из СПК Антитеррор в рамках обсуждения замечаний не высказали, профильные ресурсы СПК Антитеррор от предложения по обсуждению квалификации и охранных стандартов отказались (Приложение № 4 к пакету документов);
  • ПС «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» закреплен за СПК с момента его образования и является действующим НПА подлежащим практической реализации в соответствии с принципом разумной достаточности вне потребности его актуализации кем бы то ни было (аналог мирового принципа “as it is” – как есть);
  • право определять компетентный контент, количество и наименования охранных квалификаций закреплено за СПК НСБ;
  • в качестве самозанятого гражданина, оказывающего услуги по обеспечению безопасности также может зарегистрироваться и гражданин, имеющий статус частного охранника (Приложение № 9 к пакету документов);
  • самозанятые работники могут выполнять работы и оказывать услуги по обеспечению безопасности на любых объектах, где услуги и работы организаций с особыми уставными задачами планом АТЗ не предусмотрено (Приложение № 9 к пакету документов);
  • правовым ориентиром для разработки и практической реализации данной квалификации служит Национальный проект “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” в который Минэкономразвития России был включен федеральный проект “Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами”, связанный с двумя госпрограммами со сроком реализации 15.10.2018 – 31.12.2024.(куратор проекта – Первый заместитель Председателя Правительства РФ Белоусов А.Р.) (Приложение № 8 к пакету документов);
  • создание отдельного ПС “по обеспечению безопасности” невозможно, так как предмет труда работника по обеспечению безопасности – неопределяемое множество как объектов, так и задач устанавливаемых для работника исключительно работодателем, в силу того, что услуги, работы по данной форме трудовых договоров (ст. 57 ТК РФ) оказываются в натуральной (обоюдодоговорной) форме (Приложение № 9 к пакету документов);
  • нет такого ВПД – обеспечение охраны образовательных организаций. Это частный (фрагментарный) эпизод оказания услуг по охране объектов. Наличие подобного «ВПД» противоречит требованиям Минтруда России;
  • на текущий момент в России зарегистрировалось почти 3 млн. самозанятых. Ежемесячный прирост – 100 – 120 тыс. человек. Перспективный объем соискателей данной квалификации составляет более 1 200 000 граждан. Число лицензированных охранников составляет около 600 000 человек – сопоставимая цифра с самозанятыми перевозчиками грузов;

 

01484-21 от 12.10.2021 Приложение 1.2

 

 

Позиция СПК НСБ по существу представленного протокола согласования (приложение к исх. №136/СПК от 07.10.2021г., содержащее 4 пункта) является следующей :

По пункту 1 – Наименование (но не «атрибут») квалификации формируется разработчиком на основании выбранной ОТФ, с учетом указанных в ней ТФ. Все требования к квалификационному уровню 2 для оказания невооруженных услуг по обеспечению безопасности соответствуют ТФ, указанным в действующем ПС представляя частный случай общей практики. Любой охранный ПС, в том числе и указанный коллегами, будет содержать базовые ТФ базового для охраны, квалификационного уровня 2, которые требуются соискателю для выполнения работ не по охране (вооруженные), а по обеспечению безопасности (невооруженные).

По пункту 2 – Характерная логическая ошибка. Самозанятые граждане не имеют права осуществлять охранную деятельность. Самозанятые не могут создавать ИП или охранное предприятие также использовать наемный труд. Услуги по обеспечению безопасности включают в себя те же самые охранные  базовые ТФ, но оказываются работником индивидуально непосредственно работодателю (ст. 57 ТК РФ), что согласно действующему законодательству  не требует лицензирования. Пример: реестровые казаки – 140 000 пока неквалифицированных человек, обеспечивающих общественный порядок.

По пункту 3 – Бытовое заблуждение. Самозанятый гражданин, обеспечивающий безопасность  не обязан быть охранником. Охраннику не запрещено быть самозанятым. При выполнении работ в отличие от охранника, он не имеет права использовать оружие, спецсредства и физическую силу. Профэкзамен для него не предусматривает оценку практических навыков. Его рыночную востребованность в объеме установленных ТФ определяет работодатель. Рыночная востребованность охранных работ строго ограничивается перечнем лицензируемых услуг .

По пункту 4 – Логический тупик, возникающий при ошибочном восприятии тождественности терминов «осуществление охраны» и «обеспечение безопасности» для работника на определенном рабочем месте. Обеспечение безопасности функция превентивная, требующая умения своевременного прогнозирования и оповещения об угрозе (квалификационный уровень 2). Охрана – функция реактивная, требующая навыков и умений нейтрализации проявления угроз (квалификационный уровень 3-4 для охранников и 4-5 для телохранителей и инкассаторов).

При всем уважении к коллегам, СПК НСБ считает, что после керченской, казанской и пермской трагедий в образовательных организациях оценивать значение  данной квалификации  категориями “преждевременно” и “нецелесообразно”  неуместно и аморально.